Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Альварес де Перера-и-Куберо

Альварес де Перера-и-Куберо
Альварес де Перера-и-Куберо
, Хосе (Alvarez de Perera y Cubero, Hose) 1768, Приего — 1827, Мадрид. Испанский скульптор. С 1794 занимался в Академии Сан Фернандо в Мадриде. В 1799 учился у О. Пажу в Париже, дружил с юности с Ж. О. Д. Энгром. Ок. 1800 переехал в Рим, где испытал влияние А. Кановы, его называли "испанский Канова". Итальянский скульптор принял горячее участие в судьбе Альвареса и его друзей, отказавшихся присягать Наполеону и заключенных в замок Св. Ангела. В 1804 Хосе Альварес получил первый приз на Климентинском конкурсе за рельеф Ганимед наливает нектар Юпитеру (Мадрид, Академия Сан Фернандо). В 1812 принял участие в декорации Квиринальского дворца по случаю ожидаемого (но несостоявшегося) приезда Наполеона в Рим. Исполнил два рельефа на тему сна для спальни императрицы; этой же теме было посвящено панно Энгра Сон Оссиана в апартаментах императрицы. Пий VII резко отзывался о живописном и скульптурном убранстве дворца, хотя там работали лучшие мастера (Торвальдсен, Энгр и др.), сказав, что "каждый сделал на свой лад", и в результате во дворце на Монте Кавалло не получилось ансамбля. Статуи Альвареса Венера, Адонис, Диана (Мадрид, Академия Сан Фернандо) исполнены в традициях позднего неоклассицизма, несут отпечаток влияния Кановы. С 1814 — член римской Академии Св. Луки. После падения империи работал в Испании, являлся придворным скульптором Фердинанда VII, возглавлял Академию Сан Фернандо. Ему принадлежат бюсты Карлоса IV (Мадрид, Академия Сан Фернандо), Марии Луизы Бонапарт, Жерома Бонапарт и его супруги Екатерины Вюртенбергской (все — частные собрания). Наиболее значительная работа — рельеф Антиох защищает своего отца Нестора (1823, Мадрид, Академия Сан Фернандо) — на сюжет из Илиады Гомера. Драматический сюжет из истории Троянской войны трактован Альваресом в духе "героического" неоклассицизма, без ложного пафоса искусства эпохи империи. Как воспоминания о годах, проведенных в Риме, смотрится фигура Нестора, восходящая к Гладиатору Боргезе.
Лит.: Pardo-Canalis E. Escultura neoclassica espanola Madrid, 1958; Briganti G. Il palazzo del Quirinal. Roma, 1962; Ternois D. Napoleon et la decoration du Palais imperial de Monte Cavallo en 1811—1813 // Revue de l’art. 1970. № 7. P. 68—89.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006