Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Анджелико

Анджелико
Анджелико
, фра Беато (Angelico, fra Beato), наст. имя Гвидо ди Пьетро Ок. 1387, Виккьо да Муджелло — 1455, Рим. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Прозвище Анджелико (Ангельский) получил вскоре после смерти. Впоследствии часто фигурировал в литературе под именем фра Беато Анджелико (Блаженный, Ангельский). Впервые упоминается как художник в документах в 1417 и 1418 под мирским именем Гвидо ди Пьетро. Ок. 1420—1422 поступил в монастырь Сан Доменико во Фьезоле под именем фра Джованни. В 1449—1452 был приором этого монастыря. Работал во Фьезоле, Флоренции, Орвьето (1447), Риме (с 1447), возглавлял обширную мастерскую. Одним из его помощников и учеников был Б. Гоццоли. Значительная часть росписей и выполненных для флорентийских церквей алтарных картин фра Анджелико находится в основанном в 1869 музее Сан Марко (Флоренция, бывш. монастырь Сан Марко). Фра Анджелико занимает особое место в живописи флорентийского Раннего Возрождения. Его искусство проникнуто глубокой и искренней религиозностью. В то же время художник органично усвоил основы нового изобразительного языка, разработанные Мазаччо и Мазолино: пластическую трактовку форм, их ясность и обобщенность, основы линейной перспективы, пространственное решение композиций. Немаловажное место в его композициях занимают мотивы, навеянные ренессансной архитектурой, что может быть результатом многолетних контактов фра Анджелико с архитектором Микелоццо, строителем флорентийского монастыря Сан Марко. Религиозность фра Анджелико проникнута мироощущением человека Возрождения, увидевшего в реальности отблеск небесной гармонии и неизвестную его предшественникам приветливую, ясную красоту, радостное многообразие. Он открывает зрителю прелесть цветущих садов и лугов, стройность силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей и бледнеющую у горизонта голубизну неба, движение скользящих по стене теней, переносит действие на городские площади и в уютные дворики, на берег моря или в нарядные светлые помещения. В трактовке этого простодушно-радостного мира художник отчасти опирался на эмпиризм поздней готики, но он видит этот мир без присущей готике стилизации, сообщая ему более непосредственное, живое очарование. Его хрупкие белокурые Мадонны и ангелы с радужными крыльями являют поэтическое сочетание реальности и светлой неземной красоты. Один из самых утонченных колористов Раннего Возрождения, строящий красочную гамму на гармонии голубых, серебристо-розовых, светло-красных, сиреневых, белых тонов, фра Анджелико не уподобляет их драгоценным эмалям, как это делали готические мастера; его краски легки и прозрачны, как бы окутаны серебристым светом. Особенно тонких красочных переходов достигает он в росписях. В Короновании Марии (ок. 1438—1446, Флоренция, музей Сан Марко) красочная гамма строится на градациях дымчато-белых тонов, фигуры Христа и Марии как бы сотканы из сгущающегося тумана. Фра Анджелико создал новый тип алтарной картины, в которой отвлеченная иератичность уступает место лирическому контакту со зрителем, единству задумчиво-созерцательного состояния персонажей. Канонический тип алтарного полиптиха с изображенными на отдельных створках фигурами Мадонны и святых на золотом фоне, которому художник отдал дань в Алтаре Линайоли (ок. 1438—1440) и фреске Мадонна с тенями (оба — Флоренция, музей Сан Марко), являются новым типом композиции с пространственной структурой и объединенными в единую группу Мадонной и святыми. Новый тип алтарной композиции представляет и Благовещение (ок. 1430, Мадрид, Прадо), ставшее прототипом для более поздних вариантов (ок. 1433—1434, Кортона, церковный музей; ок. 1440, монастырь в Монте-Карло, коридор), где евангельское событие трактуется как полная поэтического очарования сцена, разыгрывающаяся в светлой лоджии цветущего сада. Большей строгостью и простотой отличаются фрески фра Анджелико в монашеских кельях (Рождество, Преображение, Коронование Марии, Благовещение), написанные в сдержанной и тонкой красочной гамме. Эта сдержанность, возможно связанная с особенной строгостью устава доминиканских монастырей, уступает место в последнем фресковом цикле фра Анджелико — росписях капеллы Николая V (1447—1450, Рим, Ватикан) — большей декоративной нарядности, великолепию архитектурных фонов, разнообразию и яркости типажа. Росписи капеллы Николая V, выполненные совместно с Б. Гоццоли, предвосхищают флорентийские повествовательные циклы 2-й половины XV в.
Лит.: Pope-Hennesy J. Fra Angelico. London, 1952; Proccaci U. Catalogo dei documenti sulla vita e le opere del Angelico e delle fonti storiche fino a Vasari. Firenze, 1964.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Анджелико` в других словарях
Анджелико (наст. имя Фра Джованни да Фьезоле; 1400–1455) – итал. живописец. Предст. флорентийской школы эпохи раннего Возрождения. Как художник сложился под воздействием позднеготич. живописи, в дальнейшем использовал реалистич. достижения Мазаччо. Наивное и глубоко ре-лиг. иск-во А. проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью («Коронование Марии», ок. 1434—35; фрески б. мон. Сан-Марко во Флоренции, 1438—45, а также капеллы Николая V в Ватикане, 1445—48). Энциклопедический словарь псевдонимов 2009
Анджелико
(собств. фра Джованни да Фьезоле; прозвище Беато Анджелико) (ок.1400—1455) — ит. художник Раннего Возрождения. С 1408 г. — монах-доминиканец во Фьезоле, получивший в монастыре имя «фра (брат) Джованни»; в дальнейшем его стали называть фра Беато (блаженный) Анджелико (ангельский) — за добродетельную жизнь и благочестие (по словам Вазарй, он не брался за кисть, не совершив молитвы), а также за изысканность стиля и одухотворенность его мастерства. Вероятно, А. учился у монастырского миниатюриста конца XIV в., близкого к готич. стилю. Он работал во Фьезоле, Флоренции, в Кортоне, Орвието и Риме, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. А. относят к флорентийским живописцам; его ранние работы — «Страшный суд» (1430— 1433) и «Коронование Марии» (1434— 1435) — по м...
АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО
(Фра Джованни да Фьезоле)
(Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole)

(ок. 1400-1455), итальянский живописец флорентийской школы. В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса. Как пишет Вазари, Фра Анджелико оставил о себе память не только как художник, но и как святой. Он молился перед тем как взять в руки кисть, и не мог писать Распятие без слез. После смерти художника его стали называть Беато (Блаженный), несмотря на то, что этот статус не был официально признан за ним церковью.
Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1438-1445.
венец церкви Ссвятому Лорену", 1447 - 1450,
ффреска капеллы Николина, Ватикан.
1432 - 1435, монастырь Сан-Марко, Флоренция.
Дерево. Темпера. Ок. 1425 г. Уффици, Флоренция.
Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero), родился в м...
        (Angelico; собственно Фра Джованни да Фьезоле, Fra Giovanni da Fiesole; прозвище - Беато Анджелико) (около 1400 - 1455), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Как художник сложился под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем использовал реалистические достижения Мазаччо. Наивное и глубоко религиозное искусство Анджелико проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью ("Коронование Марии", около 1434-35, Лувр; фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1438-45, а также капеллы Николая V в Ватикане, 1445-48).




"Благовещение". Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1438 - 1445.

Литература: Beato Angelico. A cura di...
Анджелико (Angélico; собств. фра Джованни да Фьезоле, Fra\' Giovanni da Fiesole, прозвище Беато А.)
(около 1400, Виккьо, Тоскана, — 18.2.1455, Рим), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Монах-доминиканец, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. Как художник сложился в 1420-е гг. под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем отчасти использовал новаторские реалистические достижения Мазаччо. Искусство А., наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековые суровости, проникнуто светлым лиризмом, характерным для эпохи Кватроченто. В живописи А. многое от миниатюры: тонко сгармонированные чистые цветовые тона, широкое применение золота. Помимо Флоренции и других городов Тосканы, А. ра...