Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Антонелло да Мессина

Антонелло да Мессина
Антонелло да Мессина
(Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина — 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445—1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475—1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских живописцев Раннего Возрождения, Антонелло да Мессина прошел необычный путь творческого формирования. Выходец из провинциальной школы, мало связанной с ведущими художественными центрами Италии, ориентированной в большей мере на мастеров т. н. "средиземноморского Ренессанса" (Южной Франции, Прованса, Каталонии) и на нидерландскую живопись. В то же время в годы учебы в Неаполе Антонелло да Мессина мог соприкоснуться с широким спектром разнородных и ярких художественных явлений — от памятников искусства 1-й трети XIV в., включавших росписи главы римской школы Каваллини и монументальную скульптуру сиенца Тино де Камаино, до находившихся в Неаполе в середине XV в. работ ведущих нидерландских мастеров Я. ван Эйка, П. Кристуса, Р. ван дер Вейдена; годы учебы Антонелло да Мессины в Неаполе совпали с пребыванием здесь Пизанелло (1449—1450) и работой группы скульпторов Северной и Центральной Италии над декором арки короля Альфонса Арагонского. Немаловажное значение для творческого формирования Антонелло да Мессины могло иметь и то, что Неаполь середины XV в. стал одним из крупнейших центров гуманистической мысли; при дворе Альфонса Арагонского работали ведущие гуманисты Италии. Наконец, работы Антонелло да Мессина свидетельствуют о его знакомстве с творчеством Пьеро делла Франческа. Искусство Антонелло да Мессины органически соединило в себе гуманистическую основу итальянского Раннего Возрождения — антропоцентризм, классическое начало, тяготение к большой форме — с опытом и завоеваниями нидерландской школы. Северные акценты особенно очевидны в приписываемых ему ранних работах, самой достоверной из которых является небольшая картина Распятие (ок. 1455, Бухарест, Музей искусств). Но они отчетливо сказываются и в работах времени творческой зрелости (2-я пол. 1460-х — 1470-е), таких как Христос Спаситель (1465, Лондон, Нац. галерея); варианты композиции "Се Человек" (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен; ок. 1473, Пьяченца, Гор. музей; ок. 1474, Генуя, Нац. галерея Спинола); Благовещение (ок. 1474, Сиракузы, Нац. музей); два варианта Распятия (ок. 1475, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; ок. 1475); Св. Иероним в келье (ок. 1465, оба — Лондон, Нац. галерея) и др. В работах северных, в первую очередь нидерландских, мастеров художник воспринял ряд иконографических схем и образных акцентов (образ страдающего Христа), внимание к миру "малых вещей", поиски поэтического единства микромира и макромира, открытие красоты зеленых пейзажных далей и самостоятельной жизни света. Знакомство с нидерландской живописью побудило Антонелло да Мессину перейти от традиционной для Италии техники темперы к масляным краскам. В то же время традиции нидерландского искусства преломлены у Антонелло да Мессины через гуманистическое мировосприятие итальянского Возрождения, стремление к упорядоченности, стройной архитектонике композиции, ясности пространственной структуры, тяготение к монументализации и обобщенности форм. Образ мира в его картинах определяют, прежде всего, данные крупным планом, наделенные значительностью, духовной силой, полнотой жизни фигуры его персонажей. Эти начала, свойственные всем его работам, особенно полно проявляются в ряде картин середины 1470-х, таких как сохранившийся в виде трех фрагментов монументальный Алтарь Сан Кассиано (ок. 1475—1476, Вена, Музей истории искусства), Св. Себастьян (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея), Мадонна Аннунциата (ок. 1475, Палермо, Гор. музей). В творческом наследии Антонелло да Мессина исключительно важное место занимает портретный жанр, к которому он особенно часто обращался в 1470-е: Мужской портрет (ок. 1470, Филадельфия, Музей искусств, Юноша (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен), т. н. Автопортрет (ок. 1473, Лондон, Нац. галерея), Мужской портрет (ок. 1474—1475, Рим, галерея Боргезе), т. н. Кондотьер (1475, Париж, Лувр), Мужской портрет (1476, Турин, Гор. музей) и др. Творческий облик Антонелло-портретиста, одного из ведущих мастеров этого жанра в Италии XV в., сложился под существенным воздействием нидерландского живописного портрета, о чем свидетельствуют излюбленные им трехчетвертной поворот фигуры, темный, нейтральный фон, скрупулезная, вплоть до мельчайших деталей, тщательность передачи физиономических особенностей лица модели. В то же время портреты Антонелло да Мессины проникнуты гуманистическими представлениями о яркости, значительности, активности личности. Художник строит композицию этих небольших, меньше натуры, изображений на крупных массах, энергичных цветовых акцентах, сочетании темных тонов фона с насыщенно-яркими тонами куртки или головного убора, светлыми красками лица; он лепит формы большими массами света и теней, подчеркивает яркую характерность лиц, живость взглядов, активность внутреннего состояния. Антонелло да Мессина оказал существенное влияние на развитие итальянской живописи, особенно на формирование венецианской живописной школы, творчество Джованни Беллини, Альвизе Виварини и других венецианских мастеров.
Лит.: Лазарев В. Н. Антонелло да Мессина // Старые итальянские мастера. М., 1972; Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981; Bottari S. Antonello da Messina. Messina; Milano, 1939; Lauts J. Antonello da Messina. Wien, 1940; Causa R. Antonello. Milano, 1964.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Антонелло да Мессина` в других словарях
        (Antonello da Messina) (около 1430 - 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. В своих произведениях сочетал нидерландскую тщательность письма, обилие жизненных деталей и глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха. Образы Антонелло да Мессины отмечены величавым спокойствием и классической уравновешенностью ("Св. Себастьян", 1476, Картинная галерея, Дрезден). Антонелло да Мессина внёс большой вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый автопортрет, около 1473, Национальная галерея, Лондон).



Мария Аннунциата. 1473. Старая пинакотека. Мюнхен
Мария Аннунциата. 1473. Старая пинакотека. Мюнхен



Антонелло да Мессина
(собственно Антонелло д\'Антонио) — живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание гласит, что он впервые познакомил художников венецианской школы с масляными красками, которые он будто бы изучил у Яна Ван Эйка. Но на самом деле во второй половине XV столетия это искусство получило в Венеции уже всеобщее распространение, тогда как большинство других итальянских школ и в начале XVI столетия оставалось еще при безжизненной технике водяных красок. А. † в Венеции в 1493 году. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в В...
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (ок. 1430-79) - итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ("Распятие", 1477, "Св. Себастьян", 1476).
Антонелло да Мессина (Antonello da Messina)
(около 1430, Мессина, — между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д’Антонио. Учился, по-видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал главным образом в Мессине (в 1475—76 — в Венеции). Сложился как художник под воздействием нидерландцев, у которых заимствовал технику масляной живописи, что позволяло А. да М. добиваться необычайной глубины цвета, использовать освещение в качестве одного из важнейших художественно-выразительных средств. Вероятно, под влиянием нидерландского искусства стремился к развёрнутой обрисовке окружающей человека реальной среды (пейзаж, интерьер). Ознакомившись с творчеством Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья, А. да М. приобщ...
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (около 1430 - 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ("Кондотьер", 1475).
(Antonello da Messina)
(ок. 1430-1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако совершенно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с масляной живописью, как об этом сообщают ранние источники, именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства. Как и некоторые другие художники того времени, Антонелло да Мессина сочетал живописные новации итальянцев с нидерландской традицией оптически точного изображения деталей. Запись 1456 о том, что у Антонелло был ученик в Мессине, дает возможность предположить, что он родился не позднее 1430. Стиль его произведений подтверждает сообщение Вазари о том, что учителем Антонелло был неаполита...