Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия

Ажбе

Ажбе
Ажбе
(Ашбе), Антон (Azbe, Anton) 1862, Доленьчице близ Шкофьи-Локи — 1905, Мюнхен. Словенский живописец и педагог. Начинал учиться в Любляне в частной мастерской Я. Вольфа, продолжил в академиях художеств Вены (1882—1883) и Мюнхена (1884—1891) у Л. Лёфца и А. Вагнера. В 1891 основал в Мюнхене собственную художественную школу, которая пользовалась широкой популярностью и имела учеников из разных стран Европы и даже Америки. Помимо словенцев (И. Грохара, М. Стернена, М. Якопича, М. Ямы), сербов (Н. Петровича), хорватов (И. Рачича), чехов (Л. Кубы), школу Ажбе прошло довольно много русских художников, в том числе И. Грабарь, Д. Кардовский, М. Добужинский, В. Кандинский, А. Явленский. Как живописец Ажбе оставался в рамках мюнхенского реализма, о чем свидетельствуют такие картины, как Автопортрет (1886), Негритянка (ок. 1895), Урок пения (1900, все — Любляна, Нац. галерея). Поздняя работа В гареме (ок. 1903, там же) представляет собой скорее эскиз, исполненный в свободной живописной манере. Художник не интересовался живописью на пленэре, предпочитая работу в мастерской. О Негритянке позже вспоминал Грабарь, говоря о ней как о "строго построенной, прекрасно нарисованной, жизненной и экспрессивной, но суховатой по живописи". Сильной стороной творчества Ажбе был рисунок. При построении формы Ажбе обучал молодежь отбрасывать мелочи, обращая внимание на основное, — так называемый принцип "большой линии" и "большой формы". Характерно, что для рисования он рекомендовал не итальянский карандаш, как это было принято во всех академиях, а уголь, который позволял работать широко и свободно. Что касается живописи, то здесь Ажбе настаивал на раздельном накладывании красок непосредственно на холст, не смешивая их на палитре. В таком подходе он был близок импрессионистам. В педагогической системе Ажбе самым ценным было обобщение и упрощение форм, отказ от натуралистического копирования. Не случайно многие из его учеников впоследствии стали выдающимися представителями искусства авангарда.
Лит.: Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958; Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М., 2001; Stele F., Ambrozic K., Karel D. Anton Azbe in njegova sola. Ljubljana, 1962; Ambrozic K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in Munchen. Ausstellung. Wiesbaden, 1988.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город 2006

См. также `Ажбе` в других словарях
Ажбе
Ашбе (Ažbè), Антон (30.5. 1862, Доленьчице, Словения, — 6.8.1905, Мюнхен), словенский живописец и педагог. Учился в венской и мюнхенской АХ. В своём творчестве («Голова крестьянина», около 1890, «В гареме», около 1895, «Негритянка», около 1895, — все в Национальной галерее в Любляне) отошёл от живописной системы академизма и приблизился к принципам пленэрной живописи. В 1891 основал в Мюнхене частную художественную школу. Учениками А. были словенские импрессионисты И. Грохар, М. Яма, чешский живописец Л. Куба, а также И.Э. Грабарь, В.В. Кандинский и другие.
Лит.: Грабарь И., Моя жизнь, М., 1937, с. 119—146; Молева Н.М., Белютин Э.М., Школа Антона Ашбе, М., 1953; Anton Ažbè in njegova sola (katalog-zbornik), Ljubljana, 1962.