Литературные герои

Арсеньев

Арсеньев
АРСЕНЬЕВ
АРСЕНЬЕВ - герой романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (первые четыре части - 1927-1929; 5-я часть опубликована в 1939 под названием «Лика»). Алексей Александрович А.- герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село А.
- Каменка - во многом напоминает родину Бунина - хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич - это воссозданный портрет отца Бунина - Алексея Николаевича. В русской литературе образ А. замыкает целый цикл художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Никиты» А.Н.Толстого). К созданию образа А. Бунин подошел задолго до написания самого романа. Фактическими набросками к «Жизни Арсеньева» считают его «Безымянные записки» и «Книгу моей жизни» (1921). Роман «Цикады» (1926), написанный, по определению И.Ильина, в жанре философско-религиозных «мечтаний», тоже является как бы последним подступом к образу А. В 1929 г. Бунин публикует написанный в 1906 г. рассказ «У истока дней» и дает ему подзаголовок: «Из давних набросков «Жизни Арсеньева»«.
В романе А.- герой, проходящий несколько ступеней развития, - от первых шагов маленького ребенка, воспринимающего мир и себя самого лишь на уровне зрительных и звукевых реакций; через отрочество подростка, начинающего ощущать пространство и время, многомерность окружающего его мира, неоднозначность встречающихся в его жизни людей и, наконец, обнаруживающего в себе самом первые признаки самоанализа, внутренней рефлексии; к юности и полувзрослому состоянию, когда начинается самостоятельная (и от родителей, и от дома) жизнь, когда в его душе разыгрывается глубокая драма первой любви с вплетающейся в нее проблемой различения своей самости, эгоизма и истинной свободы своего Я. Неразрешенность этой дилеммы для юного А. приводит любовную драму к трагическому исходу (смерть Лики). Видимо, в истории отношений А. и Лики нашла отражение бунинская «теория любви»: любовь-страсть превращается в любовь-привычку, любовь-привязанность, прибежище от одиночества. Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».
Основная особенность образа А. в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один - «юный» - живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои «первичные» умозаключения; другой - «повествователь», - уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение «юного» А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми. Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем «Поисков утраченного времени» Пруста. Как и у Пруста, А. вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это «воспоминания о воспоминаниях», память о памяти, которая «есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства». Бунин в начале романа приводит цитату из рукописи поморского проповедника XVIII века Ивана Филиппова: «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...» В последнее время сам роман относят к категории феноменологического романа (Ю.Мальцев) - «ego cog-ito cogitata qua cogitata». Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции. Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить...».
Во многом образ А. имеет ностальгический характер: он гордится своим родом - «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У А.-»повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». А. - не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают А.-человека и А.-писателя. Образ А. у многих исследователей ассоциируется с «Третьей симфонией» Рахманинова (1936): те же элегические видения детства и юности, та же красота и радость отчего дома и родной природы, та же цикута ностальгии, то же душевное смятение, удручающая радость дум о смерти, пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов (Н.П.Смирнов). Высказывалось также мнение, что образ А. и весь роман имеют музыкальную структуру, строящуюся на вариациях шести тем: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая наследственность.
Если «юный» А. погружен в «быт», который проявляется для него в «стремлении к прекрасному в каждой мелочи» (он даже «упрекает» Марка Аврелия в том, что у того «было пониженное чувство жизни»), то А.-»повествова-тель» практически теряет свою земную телесность, жизнь превращается для него «в вечное ожидание»: то он, подобно Данте, поднимающемуся на гору Чистилища, взбирается ко гробу усопшего великого князя, с которым когда-то встретился в молодости (конец 4-й части), то ему (во сне) является образ давно умершей Лики, и он видит ее «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда». Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей «земной» жизни в России.
Став по сути первым «феноменологическим» героем русской литературы, образ А., как ни странно, практически не оказал на нее непосредственного влияния. Подобным ему можно считать лишь героя автобиографической прозы В.Набокова «Другие берега» (1954).
Лит.: Волков А. Проза Ив.Бунина. М., 1969; Лин-ков В.Я. Лирика против эпоса
//Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989; Сухих С.И. Память и прошлое: «Жизнь Ар-сеньева» И.Бунина
//Бунин И. Жизнь Арсеньева. Рассказы. Горький, 1986.
А.Л.Цуканов
Литературные герои. — Академик 2009

См. также `Арсеньев` в других словарях
1
.
Константин Иванович (12.X.1789 - 29.XI.1865) - рус. статистик, географ, историк, акад. Петерб. АН (с 1841). Род. в семье сел. священника. В 1819-21 - проф. Петерб. ун-та. В своих лекциях доказывал преимущество свободного труда над крепостным, необходимость свободы промыслов. За критику крепостного права был отстранен от работы в ун-те. В 1828-35 преподавал историю и статистику будущему имп. Александру II. В 1835-53 в мин-ве внутр. дел возглавлял статистич. работы. В 1845 был в числе членов-учредителей Рус. географич. об-ва. Труды А. содержат богатый фактич. материал. Наибольшую ценность, в т. ч. и для историка, представляют работы по статистике: "Начертание статистики Российского гос-ва" (ч. 1-2, 1818-19), "Стат. очерки России" (1848) и др., в к-рых А. стремился перейти от описат. статистики к выявлению причинных связей отд. фактов. "Краткая всеобщая география" (1818) выдержала 20 изд. и служила 30 лет единств. уче...
АРСЕНЬЕВ
АРСЕНЬЕВ
        Николай Сергеевич (1888-1977) - философ, богослов, культуролог, литературовед, унаследовавший идеи ранних славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков), испытавший влияние С.Н. Трубецкого и С.Н. Булгакова. В 1910 окончил Моск. ун-т, с 1914 приват-доцент кафедры зап.-европ. лит-ры. В 1920 эмигрировал, в 1921-1944 преподавал богословие и рус. лит-ру в...
Николай Сергеевич (1888-1977), рус. правосл. духовный писатель, историк религии и культуры. Род. в Стокгольме, в семье рус. дипломата. В 1910 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та. В 1910-12 учился в Германии. С 1915 преподавал в Моск. ун-те историю религии и культуры. С 1920 работал в Кенигсбергском ун-те, где получил степень доктора философии. В 1926-38 вел курс Нового Завета и истории религий в Варшавском ун-те. После 2-й Мировой войны читал лекции в различных зап. учеб. заведениях. С 1948 проф. Св.Владимирской Православной ДС (Нью-Йорк), где преподавал историю рус. культуры. Как активный участник экуменич. движения, А. был приглашен в качестве наблюдателя на II *Ватиканский Собор. Большинство трудов А. посвящено истории мистич. движений в язычестве, ВЗ и христианстве. В своей гл. книге "Жажда подлинного бытия" (Берлин, 1922) он показал путь духовных поисков в дохрист. мире. Говоря о месте Библии в религ. истории, А. пишет: "В религиозном опыте Ветхого Завета есть нечто уник...
Арсеньев
Николай Дмитриевич (1739-96), рус. ген., из древнего дворян. рода, восходящего к Мурзе-Аслану-Челибею, выехавшему из Золотой Орды и принявшему православие. Начал службу в Преображенском полку. А. - сподвижник А.В. Суворова, герой штурма Измаила. Участник войны с Польшей, за храбрость в боях у Слуцка и Брест-Литовска награжден орд. Владимира 2 ст. Команд. войсками гарнизона Вильны (1794). Захвачен в плен вместе с др. офицерами, освобожден отрядом ген. Кнорринга.
Словарь полководцев 2009
АРСЕЕВ АРСЕНИЧЕВ АРСЕНОВ АРСЕНКОВ АРСЕНТЬЕВ АРСЕНЬЕВ АРСЕНОВИЧ АРСЕНЮК АРСЕЕНКОВ АРСЕНИН АРСЕЕНКОВ АРСЕНИН От крестильного имени Арсений или Арсентий (с греч. - \'мужественный\') (Э) Арсенюк, Арсенович - украинские.
1. Герой Юрия Соломина в фильме «Дерсу Узала».
2. Русский географ, получивший прозвище Уссурийский.
3. Русский писатель, географ, этнограф, исследовавший Южное Приморье (1902-03 гг.), горы Сихотэ- Алиня (1906-10 гг.), автор книг: «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу».
Арсеньев, К. К. (род. в 1837 г.) - видный петербургский либерал и адвокат, постоянный сотрудник "Русского Вестника", "Отечественных Записок", "Вестника Европы". Был председателем Совета присяжных поверенных Петербургской судебной палаты. Одновременно играл видную роль в земском движении Петербургской губернии, много раз избирался в уездные и губернские гласные и участвовал в земских съездах. С начала русско-японской войны занял ультра-патриотическую позицию. 10 февраля 1904 г. участвовал в депутации Петерб. губ. земства, принятой в Зимнем дворце Николаем II. Кроме Арсеньева в состав депутации вошли: председатель Петербургского губернского земского собрания Гудович, председатель губернской земской управы Мартов и гласные губернского земского собрания гр. Сиверс, гр. Бобринский, бар. Корф и Стасюлевич.
город в Приморском крае. Расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня, на правом берегу Арсеньевки (приток Уссури). Население 70 тыс. чел. Основан в 1902 как деревня Семёновка; город Арсеньев с 1952 (назван в честь исследователя Дальнего Востока В.К. Арсенъева).
Арсеньев
город на Ю. Приморского края, в 164 км к СЗ. от Владивостока. 65 тыс. жителей (2003). Вырос во 2-й половине XX в. на месте деревни Семёновка, город с 1952 г. Назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. а. Маш-ние, деревообр., строит. и пищ. пром-сть. Многоэтажная застройка 60–70-х годов. В окрестностях садоводческие пр-тия и минер. источники.
Арсеньев I Арсе́ньев
Владимир Клавдиевич [29.8(10.9).1872, Петербург, — 4.9.1930, Владивосток], советский исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. В 1902—03 предпринял ряд экспедиций для топографического, географического и военно-статистического изучения отдельных районов Юж. Приморья. В 1906—07, а затем в 1908—10 исследовал горы Сихотэ-Алиня. В 1912 опубликовал «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» — первую комплексную сводку данных о природе и людях Уссурийского края. В 1918 совершил путешествие на Камчатку, в 1923 — на Командорские острова. В 1927 предпринял крупную экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Во время этих экспедиций А. изучал быт, обычаи, п...
АРСЕНЬЕВ Константин Константинович (1837-1919) - публицист, юрист, общественный деятель и литературный критик. Последовательный конституционалист, А. принадлежал к умеренно-либеральному направлению нашей общественно-политической мысли. С 1880-1912 вел в «Вестнике Европы» внутреннее обозрение, с 1882 общественную хронику, а с 1909 редактировал этот журнал. А. написал ряд книг по юридическим вопросам, редактировал «Энциклопедический словарь» Брокгауза-Ефрона, принимал участие в основании партии демократических реформ. Критические статьи А. отличаются описательным характером, обсуждают преимущественно общественные мотивы литературных произведений, академичны по тону, сдержанно полемизируют с реакционными тенденциями. Мало яркие и для своего времени, литературные этюды А. в наши дни не представляют большого интереса. Написанная А. биография Салтыкова-Щедрина сохраняет свое значение.

Библиография:

I.

АРСЕНЬЕВ

АРСЕНЬЕВ Константин Иванович (1789-1865), рус. статистик, историк и географ, акад. Петерб. АН (1836). Окончил Петерб. пед. ин-т (1810). В 1819-21 проф. Петерб. ун-та. Впоследствии работал в правительств. статистич. учреждениях, в 1835-53 возглавлял статистич. работы в Мин-ве внутр. дел. Один из учредителей Рус. геогр. об-ва (1845). В своих исследованиях значит. внимание уделял характеристике нас. В труде \'Начертание статистики Российского гос-ва\' (ч.1 - \'О состоянии народа\', 1818) провёл подсчёты состава нас. России, вычислил соотношения муж. и жен. часстей его, числа новорождённых к общему числу нас., числа умерших к общему числу жителей, числа родившихся к числу умерших, и др. Представляет интерес и работа А. \'Исследования о численном отношении полов в народонас. России\' (\'Журнал Мин...

АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич (1872-1930), русский географ, этнограф и писатель. Исследовал Южное Приморье (1902-03), горы Сихотэ-Алиня (1906-10). Научные труды по проблемам географии, этнографии, биологии Дальнего Востока. Один из создателей краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе: книги "По Уссурийскому краю" (1921), "Дерсу Узала" (1923), "В горах Сихотэ-Алиня" (отд. изд. 1937) и др.
2.
Арсеньев город (с 1952) в Российской Федерации, Приморский кр. на р. Арсеньевка. Железнодорожная станция. 71,5 тыс. жителей (1992). Машиностроение, стройматериалов, деревообрабатывающая промышленность и др. Филиал Приморского государственного музея. Назван по имени В. К. Арсеньева.
город, Приморский край. Русское переселенческое с. Семеновка в 1952 г. преобразовано в город и названо Арсеньев в честь русского исследователя Дальнего Востока, этнографа и писателя В.К.Арсеньева (1872-1930); его маршруты по краю включали территорию, где находилась Семеновка.
АРСЕНЬЕВ
АРСЕНЬЕВ
    АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (16 (28) мая 1888, Стокгольм—18 декабря 1977, Нью-Йорк]—русский философкультуролог, историк религии. Родился в дворянской семье, сын дипломата. Школьное образование получил в Московском лицее; испытал огромное влияние С. Н. Трубецкого и атмосферы русского религиозно-философского ренессанса нач. 20 в. В Московском университете (1905—10) учился уже со сложившимся мировоззрением, которое определял как философию сердца. Арсеньев активно посещал философские кружки и салоны: Психологическое общество. Религиозно-философско...
Арсеньев
В Приморском крае, краевого подчинения, в 300 км к северо-востоку от Владивостока. Расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня, на правом берегу р. Арсеньевка (приток Уссури). Железнодорожная станция на ветке Новочугуевка - Сибирцево от линии Владивосток - Хабаровск. Население 71,5 тыс. человек (1992; 26,3 тыс. в 1959; 47 тыс. в 1970; 60 тыс. в 1979).

Основан в 1902 как деревня Семёновка, с 1952 - город А. (назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева). В современном А.: авиационное ПО; машиностроительный завод "Аскольд" и др.; деревообрабатывающий, мебельный комбинаты; производство стройматериалов; предприятия пищевой промышленности. филиал Приморского государственного музея.

Литература: Памятники истор...
АРСЕНЬЕВ - город (с 1952) в Российской Федерации, Приморский кр. на р. Арсеньевка. Железнодорожная станция. 71,5 тыс. жителей (1992). Машиностроение, стройматериалов, деревообрабатывающая промышленность и др. Филиал Приморского государственного музея. Назван по имени В. К. Арсеньева.