Словарь литературных терминов

Апокрифы

Апокрифы
Апокрифы
АПОКРИФЫ. Слово апокриф значит скрытый или тайный (от греческого глагола αποκρύπτω — скрывать, прятать), и первоначально его применяли к книгам, которые намеренно скрывались от широких народных масс, как содержащие таинственное, высокое, не для всех доступное учение. Но уже в первые века христианства с этим словом стали соединять другой смысл, противоположный первоначальному: это — книга сомнительная, подложная и следовательно вредная для верующих. Такое изменение значения слова зависело главным образом от того, что тайными книгами широко пользовались еретики, особенно гностики, с которыми церковь упорно боролась в течение двух первых веков нашей эры. В результате этой борьбы было выработано основное содержание христианского учения, и вместе с тем был установлен канон, т.-е. список книг, которые давали опору этому учению; а тайные книги еретиков, как подтверждавшие иное понимание и толкование христианства, были отвергнуты и запрещены. И позднее церковь неоднократно подвергала осуждению произведения, которые были несогласны с ее взглядами или противоречили в каком-нибудь отношении книгам, занесенным в канон. Все эти запрещенные писания (и древнего, и более нового происхождения) обозначались одним и тем же словом «апокрифы». Свое содержание апокрифы черпали из того же источника, что и канонические книги, т.-e. из устных преданий и легенд о священных для христиан лицах и событиях только в апокрифах этот легендарно-поэтический материал был представлен ярче и обильнее, — что еще более увеличивало отрицательное отношение к ним церкви. Самое запрещение той или иной книги выражалось в каком-либо формальном акте со стороны представителей церкви, причем отвергнутая книга попадала в списки апокрифов, так называемые индексы. Древнейший из них находится в «Постановлениях апостольских» (нач. V в.), где в 16-ой главе VI-ой книги перечислены семь ветхозаветных апокрифов, связанных с именами Моисея, Еноха, Адама, Исайи, Давида, Илии и трех патриархов. Последующие греческие индексы значительно увеличили этот перечень, включив в свой состав ряд новых апокрифов, преимущественно новозаветных; из них наиболее известны: индекс Анастасия Синаита (VI или VII в.), связываемый также с именем Иоанна Богослова, Синопсис Афанасия, Стихометрия Никифора (нач. IX в.) и Тактихон Никона Черногорца (2-ая полов. XI в.). Все эти индексы определяют более или менее точно состав древнехристианской апокрифической литературы, перечисляя памятники, которые в разное время и в разных местах христианского мира запрещались церковью, как ложные. Эта богатая апокрифическая литература очень рано стала достоянием южных славян: большинство относящихся сюда переводов падает на начальную эпоху славянской письменности (X—XI в.). В деле развития этой литературы и распространения ее в народе большое значение имело богомильство — дуалистическая ересь, возникшая в Болгарии не позднее X в. и скоро распространившаяся далеко за ее пределы — на Востоке и на Западе. Эта ересь носила в общем демократический характер и ставила своей задачей обращаться к народу, притом не с отвлеченными истинами и догматическими положениями, а с понятными для него религиозно-поэтическими образами, для чего наиболее пригодными оказались именно апокрифы, как основанные на благочестивой легенде и проникнутые элементами народно-поэтического творчества. Однако богомилы, вообще говоря, но создавали своей легенды, а только перерабатывали более или менее значительно старый легендарно-апокрифический материал, своебразно комбинируя традиционные мотивы, придавая заимствованным образам другой смысл, вкладывая в готовую схему новое содержание. Такого рода работа ясно показывает, что следы богомильства следует отыскивать в связанных со славянской почвой новых редакциях и переделках старых апокрифов, иногда даже в отдельных вставках, сделанных в том или другом памятнике. Широко распространившись, благодаря богомилам, на славянском юге, легендарно-апокрифическая литература перешла и к нам — в русскую письменность, в общем потоке произведений болгарской литературы (переводной и оригинальной), который хлынул на Русь вместе с христианством, след. в самом начале нашей письменности. При этом богомильские тенденции отдельных памятников, невидимому, ускользали от русского читателя: в апокрифе его интересовала фабула, ход рассказа, а не богомильские особенности вложенного в эту фабулу содержания, без специфического истолкования часто совсем незаметные. Апокрифические памятники переходили в русскую письменность в готовых южно славянских переводах с греческого, и лишь по отношению к очень немногим можно допускать русский перевод. Южно-славянские апокрифические тексты приносились на Русь главным образом представителями духовенства, которое часто не разбиралось в запрещениях индекса, а также паломниками, которых эта литература должна была особенно интересовать, как связанная с посещаемыми ими местами и святынями. Паломники из книжных людей приносили цельные памятники апокрифического характера, или же помещали отдельные легенды из них в своих «хождениях», при чем они пользовались и устными рассказами, которые слышали во время странствований по Палестине и другим святым местам. Не книжные же паломники, возвратившись из Константинополя, Афона или Иерусалима, устно разносили слышанные ими там легенды. Известную роль в распространении апокрифической легенды сыграло и церковное искусство, которое издавна пользовалось легендарным материалом: на иконах, на стенах церквей и монастырей, на миниатюрах рукописей русские люди видели как раз те образы, о которых говорил им письменный памятник или устный рассказ. В результате, распространяемая разными путями апокрифическая легенда стала у нас достоянием народных масс и оказала значительное влияние на устное творчество: сюжеты, образы и мотивы этой легенды получили своебразную переработку в духовном стихе и легенде сказке, а также заметно отразились в нашем былевом эпосе.
С. Шувалов.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель 1925

См. также `Апокрифы` в других словарях
АПОКРИФЫ (греч. apokryphos - тайный - сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.
(греч. apokryphos - сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не входили в Библию. Книги, которые протестанты называют "апокрифическими", у католиков называются "девтероканоническими", а книги, которые называют "апокрифическими" католики, у протестантов могут обозначаться по-разному (наиболее распространенный термин - "апокрифическая литература"). Древнее раввинистическое обозначение неканонических книг - "внешние книги"; термин "апокрифы" ввел в обиход применительно к неканоническим книгам Иероним, создатель Вульгаты. Некоторые из этих книг были написаны на е...
АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально ОІО№ОІО»ОїП‚ αПЂОїОєПЃП…φОїП‚ обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ. эры, когда «αПЂОїОєПЃП…φα» стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической литературы, при большом разнообразии («еван...
— произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канонический текст. В переносном смысле — неизвестные произведения, документы, проливающие новый свет, дающие неожиданную трактовку известным фактам.
Апокрифы
Апокрифы
(греч. apokryphos – тайный, сокровенный)
произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.

апокрифы
АПО́КРИФЫ -ов; мн. (ед. апо́криф, -а; м.). [от греч. apokryphos - тайный]. Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.
Апокрифи́ческий, -ая, -ое. Апокрифи́чный, -ая, -ое.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
АПОКРИФЫ (греческое apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.
Апокрифы
(греч.) — сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенные в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг. Но установление этого списка повело к сильным спорам в древней церкви, да и теперь еще представители разных христианских вероисповеданий расходятся в своих взглядах на этот вопрос. А. делятся на ветхозаветные и новозаветные. К А. Ветхого Завета ...
(греч. apokrypha - скрытые, тайные). 1) Богословские книги, неизвестно кем написанные и потому не принадлежащие к числу канонических, т. е. церковью одобренных и употребляемых при богослужении. 2) вообще сочинение, имеющее таинственный смысл, или книга, автор которой неизвестен.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
книги религиозного содержания сомнительного происхождения, не принятые Церковью, в отличие от канонических.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
религиозные книги сомнительного происхождения, не вполне признаваемый церковью, которая различает их от канонических книг.
Апокрифы`Энциклопедия античных писателей`
Апокрифы
Апокрифы (гр. apokrypha), произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета создавались со II в. до н. э., а относящиеся к Новому Завету - со II в. н. э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. А. имели двойную цель: изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умалчивает, либо говорит вскользь, а также выразить определенное религиозное содержание. А. служили также средством пропаганды в раннем христианстве, шла ли речь об иудеохристианах, гностиках или еретических с...
библейские (от греч. apokrypos - скрытый, тайный) - религ. книги, отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической, т. е. официально утвержденной христ. церковью лит-ры. A., отражая в своем содержании борьбу различных течений раннего христианства, оказывали сильное влияние на складывание осн. догматов христ. религии. Победившая в ходе борьбы церковь утвердила в 4 в. т. н. канон, в к-рый были включены нек-рые произв. из многочисл. раннехрист. лит-ры; все не попавшие в него были объявлены ложными, или А., а впоследствии - даже еретическими. А. распадаются на 2 осн. группы: первая рассказывает о лицах и событиях из Ветхого завета и связана с др.-иудейской религией, а вторая появляется одновременно с христианством и рассказывает о новозаветных мифах и легендах. Последующее распространение А. связано со ср.-век. демократич. ересями и одинаково преследовалось как католич., так и православной церковью. A., часто отличавшиеся поэтичностью, богатством вымысла (наиболее интерес...
(от греч. ўpТkr(foj - сокрытый), книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в *канон. Термин А. в языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях. В церк. словоупотреблении этот термин появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме А. называются *неканонические книги ВЗ. Первые ветхозав. А. появились на рубеже 3 и 2 вв. до н.э. и продолжали появляться вплоть до начала 2 в. Новозав. А. создавались с кон. 1 в. н.э. Не прекратилось их писание и после установления канона. Ниже будет дан перечень только тех А., к-рые хронологически не выходят за пределы христ. древности. По своему жанру ветхозав. А. относятся к *апокалиптич. лит-ре, к *мудрецов писаниям, *заветам (завещаниям), *мидрашам и *агадам, а новозав. А. включают апокрифич. евангелия, деяния, послания, заветы и наставления, к-рые приписываются Иисусу Христу и апо...
апокрифы см. вспомогательные книги Китайская философия. Энциклопедический словарь 2009
Апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный)
произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в Канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А. христианской церковью; более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин «А.» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. А. делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А. — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. до н. э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соло...
Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления).
I. АПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
А. ВОЗНИКНОВЕНИЕ А. - это сочинения позднего иудаизма дохрист. периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. языке, см. I,В,3). Они включены в Септуагинту, греч. пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. раввинов (после 70 г.). Около 400 г. по Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. и лат. ВЗ, но не входивших в евр. канон, стали называться А. В христ. общинах отношение к А. было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. между ВЗ и НЗ и исключил их из канона. В ответ на это Рим. католич. церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы ш...
Апокрифы
   см. Поздние писания

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив. . 1983.

апокрифы
-ов, мн. (ед. апо́криф, , м.). лит.
Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.
[От греч. ’απόκρυφος — тайный]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
Апокрифы
         памятники религ. лит-ры, тематич. связанные с произв. канонич. (офиц. признанной) лит-ры, но допускавшие в своих сюжетах или трактовке их толкование, отлич. от офиц. церк. учения. А. делятся на неск. групп. К ветхозаветным относятся сказания о сотвор. мира, об Адаме, Соломоне, Мелхиседеке, о 12 патриархах, о крестном древе и др. К новозаветным А. относятся евангелия Иакова, Никодима и Фомы, апокалипсисы Петра, Павла, «Откровение Варфоломея» и др.; к А. житийного хар-ра — жития Федора Тирона, Георгия Победоносца, Никиты Мученика и т.д. К эсхатологич. А. (о «конце мира») относятся «Хождение богородицы по мукам», «Сказание Мефодия Патарского» и др. Из вопросо-ответных А. наиболее известна «Беседа трех святителей».
АПОКРИФЫ
АПО́КРИФЫ
библейские (от греч. ἀπόκρυφος – сокровенный, тайный) – отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон, книги, по существу аналогичные библейским. В древности А. назывались вообще книги таинственного содержания, доступные только посвященным. Термин "А." был впервые применен в декрете папы Геласия (5 в.), содержащем первый индекс запрещенных апокрифич. книг. По мере образования христ. канона за его пределами оказывались мн. книги, ранее почитавшиеся нек-рыми общинами или группами верующих. Появление этих книг вызывалось не причинами догма...