Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Арианство

Арианство
Арианство
учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (нач. IV в.). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 г.), а. в IV в. стало наиболее массовым еретич. движением в Рим. империи, а при Констанции II (337—361 гг.) пользовалось поддержкой императора. В конце IV в. законами императора Феодосия а. было запрещено.
Но дольше всего а. просуществовало среди варварских герм. народов, под натиском которых рухнула Зап. Рим. империя. А. приняли остготы, вестготы, вандалы, бургунды, свевы, лангобарды и др. племена. В созданных ими государствах а. было господствующим исповеданием, арианские церкви варваров подчинялись королям, богослужение велось на родном языке. Покоренное же население в основном придерживалось ортодоксального христианства. Франки, принявшие христианство сразу в его ортодоксальном виде, нередко использовали различие в исповедании с др. герм, племенами как повод для войн против них. Главным образом, внешнеполит. расчеты привели к тому, что короли многих варварских государств отказались от а., ряд же государств (остготов в Италии, вандалов в Сев. Африке) вместе с их арианскими церквами был уничтожен в результате визант. завоевания при императоре Юстиниане.
Лит.: Корсунский Л.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь 1999

См. также `Арианство` в других словарях
АРИАНСТВО - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325, 381.
Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь, и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати. Арий был осужден I Никейским вселенским собором и умер в изгнании. Арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии. Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе. Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди "варварских народов": готов, вандалов, лангобардов.
Арианство
течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греч. Áreios, ум. в 336). Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому бог-сын единосущен богу-отцу (ярыми защитниками этого догмата выступали архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий). По учению Ария, сын божий Логос (Христос) — творение бога, следовательно, не единосущен ему, т. е. в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка. По-видимому, А. было связано с городом, с полисной интеллигенцией и ремесленниками. Попытка А. рационалистически истолковать природу божества противоречила тенденции официальной христианской церкви, стремившейся к усилению мистиче...
Арианство течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325, 381.
1. Течение в христианстве в 4-6 вв.
2. Ньютон не считал возможным для себя принять сан священника, поскольку разделял эту ересь.
течение в христианстве IV-VI вв. Основатель священник Арий из Александрии (умер в 336 г.). Осуждено как ересь церковными соборами в IV в.
арианство
ариа́нство,
ариа́нства,
ариа́нства,
ариа́нств,
ариа́нству,
ариа́нствам,
ариа́нство,
ариа́нства,
ариа́нством,
ариа́нствами,
ариа́нстве,
ариа́нствах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв. Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: "В начале было Слово [[Logos = Христос]], и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1:...
Арианство
Арианство
еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее.
............
☼ Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. "Ареюс;, ок. 256— 336); главный момент доктрины — отрицание у Бога-Сына, т. е. Логоса, воплотившегося в Иисусе Христе, единой с Богом-Отцом Божественной природы. Логос описывается как творение Бога-Отца, предшествующее по времени и достоинству всем другим творениям, совершенное, но создан...
АРИАНСТВО
АРИА́НСТВО
направление в христианстве 4–6 вв., связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария (греч. .Ἄρειος, лат. Arius, ум. 336), к-рый расходился с осн. догмами христианства, доказывая, что бог-сын по существу своему отличен от бога-отца и создан им во времени. Этим в учении о троице создавалась определенная иерархия: вечным оказывался только бог-отец, сын (Логос) – его творением, к-рый, в свою очередь, порождает св. духа. Впервые Арий выступил со своей проповедью ок. 318 в Александрии. На Никейском вселенском соборе (325) в результате в...
течение в христианстве в 4-6 вв., назв. по имени александрийского священника Ария (\'Areios; ум. 336). А. зародилось в Александрии (впервые осн. положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Отвергло догмат, провозглашенный 1-м Вселенским собором христ. церкви в Никее, о том, что бог-сын (Христос) единосущен богу-отцу. А. выражало более древнее представление об Иисусе Христе, как о существе не вечном, сотворенном, низшем в сравнении с богом-отцом; по существу под влиянием неоплатонизма оно возрождало филоновско-оригеновские представления о логосе, как посреднике между богом и людьми. Никейский догмат не сразу получил всеобщее признание. Сам верховный покровитель христианства имп. Константин (ум. 337) вскоре сблизился с арианами. Сын и преемник Константина, имп. Констанций (337-361) вместе со своим придворным духовенством требовал, чтобы церковь объявила бога-сына не "единосущным" богу-отцу, но лишь "подобосущным". Однако церк. деятели во главе с ...