Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Аверроизм

Аверроизм
Аверроизм
направление в средневековой философии, основателем которого был араб, мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс). Получил распространение в Зап. Европе благодаря переводам на лат. язык (сделаны в арабоязычной Испании) комментариев к Аристотелю Ибн Рушда и др. араб, ученых, а также произведений самого Ибн Рушда. Западноевроп. центр а. сложился в Париже (т.наз. «парижский а.») в XIII в., а в XIV-XVI вв. — в ун-тах Падуи и Болоньи. Основные силы аверроистов были сосредоточены на артистич. фак. Парижского ун-та (Сигер Брабандский и др.). Аверроисты разрабатывали тенденцию аристотелизма Ибн Рушда; идеи несотворимости, вечности мира, смертности души человека; теорию двойственной истины; они противопоставили знание вере, философию — теологии. А. запрещался церковью, а его последователи преследовались инквизицией.
Лит.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Соч. Т. 8. Киев, 1902; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь 1999

См. также `Аверроизм` в других словарях
АВЕРРОИЗМ, направление в западноевропейской философии 13 - 16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине (смотри Двух истин теория>). Возник в Парижском университете, противостоял как августинианству (смотри Августин>), так и томизму. Был осужден католической церковью. Главный представитель - Сигер> Брабантский.
АВЕРРОИЗМ
АВЕРРОИЗМ
        направление западноевроп. ср.-век. философии, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Ибн Рушда лат. традиции Аверроэс). А. явился натуралистич. переработкой учения Аристотеля, в форме комментария к произведениям которого и существовали осн. соч. Аверроэса и его последователей. А. развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божеств, творения, принимая бытие бога лишь в качестве первопричины сущего. Богперводвигатель в А. противостоит богу-творцу рели...
направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс и его последователи чаще всего в форме комментариев произведений Аристотеля развили учение о вечности материи и движения, о несотворенности Богом мира. Бытие Бога А. признавал только в качестве первопричины сущего, перводвигателя, но не творца, в качестве чистого разума, а не волевого начала. Аверроисты разрабатывали теорию двойственной истины, с помощью которой обосновывали независимость философского знания от откровения и теологии, отделяли и даже противопоставляли знание вере, философию — теологии. Аверроисты утверждали всеобщую причинную связь природных явлений, усматривали в закономерном движении небесных светил естественную необходимость, которой подчинено все происходящее на земле, включая общественную жизнь, смену государств и религий (...
АВЕРРОИЗМ - направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс и его последователи чаще всего в форме комментариев произведений Аристотеля развили учение о вечности материи и движения, о несотворенности Богом мира. Бытие Бога А. признавал только в качестве первопричины сущего, перводвигателя, но не творца, в качестве чистого разума, а не волевого начала. Аверроисты разрабатывали теорию двойственной истины, с помощью которой обосновывали независимость философского знания от откровения и теологии, отделяли и даже противопоставляли знание вере, философию - теологии. Аверроисты утверждали всеобщую причинную связь природных явлений, усматривали в закономерном движении небесных светил естественную необходимость, которой подчинено все происходящее на земле, включая общественную жизнь, смену...
Аверроизм направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католической церковью. Главный представитель - Сигер Брабантский (см. также Падуанская школа).
АВЕРРОИЗМ - направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католической церковью. Главный представитель - Сигер Брабантский (см. также Падуанская школа).
Философское учение арабского ученого Аверроэса (1126-1198), утверждавшего, между прочим, что вселенная не могла быть создана из ничего и что индивидуальное бессмертие невозможно, хотя материя вечна.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1. Направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ.
Аверроизм
направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда — идею вечности (следовательно,несотворённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию — теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологическая тенденция — то самое «жизнерадостное свободомыслие», которое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. «Диалектика природы», 1969, с. 7). Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык А. получил распространение в Западной Европе, где его главным представителем был Сигер Брабантский, подвергнутый критике Фомой Акви...