Музыкальный словарь

Арфа

АрфаМного веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент. Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны.

Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии. в Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии. Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом. На арфе играет лишь тот, Кто свободен и знатен, Она никогда не звучит Под рукою раба... так говорили поэты. Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками. В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе.

Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова. Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее сорок пять - сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой. При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Для арфы написана вариация в «Раймонде» Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента. Переложения для нее делают выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова.
См. также `Арфа` в других словарях
арфа
\'арфа, -ы

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

АРФА (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в 3-м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции.

АРФА

Перевод

цимбалы, машина для очистки и сортировки разнообразных сортов семян. А. состоит из наклонных плоскостей, снабженных параллельными рядами проволочных прутьев, между к-рыми проскакивают зерна, сортируясь по толщине. Производительность для семян зерновых до 0,5 т в 1 ч. А. в СССР не производится и распространения не имеет.

АРФА
Эолова арфа. Книжн. Устар. О чём-л., издающем нежные звуки при малейшем прикосновении. БТС, 47, 1523. /em> Из древнегреческой мифологии. БМС 1998, 32.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
Арфа
музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для прозвания кишечных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, ...
БАРОЧНАЯ АРФА
БАРОЧНАЯ АРФА
тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам. В отличие от арфы в цитрах струны натянуты под прямым углом к деке. Ведущие свое происхождение от однострунного музыкального лука, арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу. Об ...
1. Стихотворение Лермонтова.
2. Политический символ Ирландии.
3. Сборник венгерского поэта 20 в. Юхаса.
4. «Сугубо дамский» музыкальный инструмент.
5. Струнный «треугольник».
6. Многострунка из оркестра.
7. «Симфонические гусли».
8. Повесть американского писателя Трумэна Капоте «Лесная ...».
9. От названия какого инструмента произошло слово «арпеджио»?
10. На каком музыкальном инструменте играла Вера Дулова?
11. На каком оркестровом инструменте можно взять самую низкую ноту?
12. Струнный щипковый музыкальный инструмент.
13. Название этого музыкального инструмента происходит от слова «горб».
14. Выросшие гусли.
15. Музыкальный инструмент Т.Догилевой из фильма «Прохиндиада, или бег на месте».
16. У гитары струн 7, а у неё - 47.
17. Кто прародитель всех струнных инструментов?
18. Музыкальный инструмент, попавший в национальный герб Ирландии.
19. Музыкальный инструмент Эола.
20. Стих Лермонтова.
21. Струнный му...
арфа
’арфа (Пс.136:2 ) — струнный музыкальный инструмент, который в других местах обозначается также словами «гусли», «цитра» или «псалтирь». (см. музыка)

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

арфа
А́РФА -ы; ж. [нем. Harfe]. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.
Эолова а́рфа (см. Эолов).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
ж. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист м. -тка ж. игрок на арфе. Эолова арфа, долгий ящик из тонких дощечек, с двумя или более струнами; она сама звучит на сквозном ветру. | Название созвездия. | Проволочные или бечевочные грохоты для просевки садовой земли.
-ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри неё струнами. Играть на арфе. II прил. арфовый, -ая, -ое.
арфы, ж. (от латин. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, к-рые перебираются пальцами. Эолова арфа (спец.) - ящик с натянутыми струнами, к-рые мелодично звучат от действия ветра.
арфа
а́рфа

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Арфа
       1. Арафат — в мусульм. религии гора и долина близ р. Мекки, где встрет. и узнали друг друга низведен. из рая в разные места земли Адам и Хавав. Упомин. в Коране. Близ А. происходят централ. церемонии ежегод. мусульм. паломнич. (хадж). Одно из назв. места — ал-Илал, видимо, связано с араб. божеством, почитавш. здесь в доислам. эпоху.
       2. струн. щипк. инструмент. А. с мн. струнами и дугообраз. рамой с резонатором известны еще в древ. цивилизациях Ассиро-Вавилонии и Египта.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.

(лат. harpa, от древн.-герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек мозгового свода. 4) сеялка, сортирующая и очищающая семена.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
звучный музыкальный инструмент в форме треугольника, на котор. натянуты струны; на нем играют пальцами, как на гитаре.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
лат. harpa, от древнегерманск. harpha
арфа
, ж.
Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.
- эолова арфа
[нем. Harfe]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
арфа а́рфа ж., из нем. Harfe, откуда также польск. arfa – то же; см. Корбут 437; Преобр. 1, 8. •• [С 1698г.; см. Фогараши, "Studia Slavica", 4, 1958, стр. 64. – Т.] Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
(итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) - щипковый многострун. инструмент. Ранние изображения А. относятся к 3-му тысячелетию до н. э. В своём простейшем виде А. встречается почти у всех народов мира. Известны A.: египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и др. В начале н. э. А. была излюбленным инструментом ирл. и шотл. бардов, в ср. века - трубадуров и миннезингеров. Среди народов СССР А. распространена с древнейших времён: груз. - чанги, абх. - аюмаа, осет. - дуадастанон, манси - тор-сапль-юх и др. Первые образцы хроматич. арф появились в 16 в. Ок. 1720 баварский мастер Г. Хохбруккер построил хроматич. А. с педально-крючковым механизмом для перестройки струн, к-рая прочно вошла в музыкальную практику. Совр. педальная А. "двойного действия" изобретена С. Эраром во Франции ок. 1810. Представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной, внутри к-рой по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним кон...
арфа
а́рфа,
а́рфы,
а́рфы,
а́рф,
а́рфе,
а́рфам,
а́рфу,
а́рфы,
а́рфой,
а́рфою,
а́рфами,
а́рфе,
а́рфах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

(Пс 136.2)-струнный музыкальный инструмент, который в других местах обозначается также словами «гусли», «цитра» или «псалтирь». (См. музыка)
Арфа см. Музыкальные инструменты.
Ее символизм сходен с символизмом лестницы и олицетворяет путь в иной мир. Арфист - это Смерть. Арфа является эмблемой ветхозаветного царя Давида, а также Уэлльса. Атрибут кельтского бога огня Дагда, чья игра на арфе в начале мира вызывала смену времен года.
арфа
хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито
Словарь русских синонимов
ж. Музыкальный щипковый инструмент, представляющий собою вертикально поставленную треугольную раму с натянутыми на ней струнами, с резонатором и педалями.
Арфа (нем. Harfe)
щипковый инструмент древнего происхождения. Современная А. имеет 46 струн (настроены диатонически в до-бемоль мажоре), натянутых вертикально на раме с резонатором. Для извлечения хроматических звуков и перестройки в другие тональности служит педальный механизм двойного действия, укорачивающий струны и повышающий их звучание на полтона или на тон (изобретён в начале 19 в. французским музыкальным мастером С. Эраром). А. применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.
Лит.: Язвинская Е., Арфа, М., 1968.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII - X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время от той ранней эпохи, в которую традиционная форма ирландской арфы достигла расцвета, до нас дошло всего четырнадцать целых инструментов и их фрагментов. Недостаток конкретной информации еще более усугубляется тем фактом, что у мастеров, создававших традиционную ирландскую арфу, не было обыкновения ни датировать инструменты, ни ставить на них свое имя. Все, что нам известно, - это то, что ирландские арфы были инструментами куда более громоздкими и тяжелыми, чем арфы, бытовавшие в других странах Европы. Начиная примерно с XII в. их струны стали делать из латуни. К XIV в. возникли и сложились два разных типа европейской арфы; одной из них и была громоздкая и тяжелая ирландская арфа, а другой - более легкий и компактный инструмент, обычно н...