Музыкальный словарь

Ария

АрияВы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе...» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене - Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя - полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа. Слово «ария» итальянского происхождения и означает - песня. Можно вспомнить много арий: лирическую - Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», героическую - Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную - Виолетты из третьего акта оперы Верди «Травиата».

При всем их разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. Ариозо - как и ария - сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо - скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие. Например, ариозо Ленского «В Вашем доме». Произошло непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных.

В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина. Ариетта (по-итальянски arietta - маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную, мелодией.
См. также `Ария` в других словарях
ария
I.
АРИЯ I и, ж. aire f. мат. Надобно держаться Озанова манеру, которои делается умножаючи две базисовы арии, или площади, одна другою, а из сего продукта извлекают квадратный радиус. Площадь конуса. 1733. Арт. С.-Р 2 171.
II.
АРИЯ II и, ж. air m. воен. Побудок начинать, как и выше писано, но по пробитии барабана, где трубачи есть, трубить арию, а по арии быть в барабан на молитву две штуки. Румянцев 2 245. Некоторые из его песенок с...
-и, ж. Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате), а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса.
АРИЯ (итальянское aria, французское и английское air), виртуозный или кантиленный номер (эпизод) для солиста и оркестра в опере, кантате, оратории, оперетте. Расцвет в 18 - 19 вв. (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Россини, В. Беллини>, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинка>, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский). Реже самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса.
ария
См. песнь...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
ария
а́рия,
а́рии,
а́рии,
а́рий,
а́рии,
а́риям,
а́рию,
а́рии,
а́рией,
а́риею,
а́риями,
а́рии,
а́риях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

ария
, ж. муз.
1.
Вокальное произведение для одного голоса (обычно составная часть оперы, оратории и т. п.).
2.
Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.
[итал. aria]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
1. Вокальная или инструментальная пьеса.
2. Песенка, что спета Ленским.
3. Выходная у Мистера Икса.
4. Вокальный монолог.
5. Оперное соло.
6. Вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца».
7. Выступление оперного докладчика.
8. Крик души в музыкальном сопровождении.
9. Музыкальное произведение для одного певца или певицы.
10. Номер в опере, исполняемый одним певцом.
11. Первая в России хэви-металл группа.
12. Сольный номер из оперы, кантаты.
13. Эпизод оперы, оперетты и др., исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
14. Женское имя.
Группа "АРИЯ" относиться к разряду супергрупп и лидирует в жанре хэви-металл второй десяток лет. Группа собралась в 1984 году. На следующий год группа выпускает первый альбом "Мания Величия". На диске присутствуют такие хиты, как "Волонтер". "Тореро" и "Мечты". "Арию" называют "российским Мэйденом". Музыка ранней Арии действительно похожа на "Iron Maiden". Группа становится очень популярной и в 1986 году записывает альбом "С кем ты?". На пластинке находятся бессмертные хиты "Воля и разум". "Здесь куют Металл" и собственно "С кем ты?". С этого года для Арии начинает писать тексты поэтесса Маргарита Пушкина, написав слова к песне "Без тебя". Тем временем группа принимает участие во всяких фестивалях, не обходится без скандалов. В начале 1997 года творческие разногласия ставят точки в формировании группы, и она раскапывается на два коллектива - "Ария" и "Мастер". В этом же году "Ария" пишет новый альбом "На службе силы Зла". Альбом выходит под названием "Герой асфальта" и на пластинке пер...
(лат.). Часть оперы, исполняемая в пении одним лицом.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
Часть оперы, исполняемая в пении одним лицом.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
лирическая песня (пьеса) для одного голоса с аккомпанементом, часть оперы, оперетты.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
лирическая пьеса (песня) для одного голоса с аккомпанементом инструментов.
(Источник: "Словарь иностранных с...
(итал. aria, англ. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопр. оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценич. действием, А. как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом А. обладает более сложным, многочастным строением. Термин "А." встречается в западноевроп. музыке уже в 15 в. Во Франции с 16 в. А. наз. обычную строфич. песню, с нач. 17 в. - инстр. пьесы танцевального или песенного характера (air franзaise). К этому времени во франц. музыке получают распространение А. для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вок. А. Появляются разновидности сольной вок. A.: придворная ария (air de cour), серьёзная ария (air sйrieux), духовная ария (air spirituelle) и т.п. Близкие по жанру вок. пьесы, но в многогол. изложении, входят в сб. англ. ко...
ж. итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий.
Ария (итал. aria)
законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром. В драматургическом развитии оперы А. занимает место, примерно соответствующее Монологу в драме. Назначение А. — раскрытие душевных переживаний и устремлений оперного героя. В зависимости от жанра оперы А. получает различное драматургическое назначение, нередко оказывается узловым моментом и основной формой для раскрытия чувств героя. Как правило, А. отличается широкой распевностью. Она часто следует после оркестрового вступления, иногда ей предшествует речитатив. Разновидностями А. являются: ариетта, ариозо, каватина, кабалетта и др. А. иногда называется также инструментальная пьеса певучего характера.
АРИЯ (итал. aria) - законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или инструментальной пьесы.
ария
А́РИЯ -и; ж. [итал. aria]. Муз.
1. Вокальная или музыкальная партия для одного голоса или инструмента как законченный эпизод или самостоятельный номер.
2. Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса певучего мелодичного характера.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
передача какой-либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных случаях, например, когда кому-нибудь необходима теплая одежда, чтобы не умереть от холода. О необходимости помощи людей друг другу упоминается в исламских первоисточниках. В Коране говорится: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (5: 2). Таким образом, ария является богоугодным делом в человеческих отношениях. В Сунне также имеются хадисы о том, что пророк Мухаммад брал различные вещи для временного пользования у других людей. В ханафитском мазхабе обязательным условием (рукном) арии является предложение владельца вещи. Но согласно кыясу (см. Кыяс) еще одним условием является принятие этой вещи со стороны того человека, которому она дается.
Другими условиями (шартами) являются:
ж. 1) Законченный по построению эпизод - номер, исполняемый певцом-солистом в опере, оперетте, оратории или кантате. 2) Самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью.
арии, ж. (ит. aria) (муз.). Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу. Певец исполнил арию Ленского из оперы "Евгений Онегин".
ария а́рия уже у кн. Куракина; см. Смирнов 44, из ит. aria – то же. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
АРИЯ
   • Аrīа,
         Άρια, по-древнеперсидски Гарайва, плодородная горная область к югу от Бактриана с рекой \'Άρειος или \'Άριος и главным городом Άλεξάνδρεια ή εν Άρίοις (Alexandria Arion, н. Герат), который основан был Александром. Strab. 11, 510. 514, слл. Жители страны называются \'Άρειοι или \'Άριοί.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

АРИЯ
Задавать/ задать арию. Жарг. угол. 1. Кричать от боли. ББИ,19. 2. Начинать скандалить. ББИ, 19; Балдаев 1, 18.
Исполнять/ исполнить арию Риголетто (рыгалетто). Жарг. мол. Шутл.-ирон. О приступе рвоты в состоянии сильного алкогольного опьянения. МК, 20.03.92.
Ария блевотино (деблюе) из оперы «Риголетто». Жарг. мол. Шутл.-ирон. То же что ария Риголетто. Максимов, 16.
Ария Риголетто (рыгалетто). Жарг. мол. Шутл.-ирон. Приступ рвоты при сильном опьянении. МК, 20.03.92.
Большой словар...
Эхо-область (area). В Relcom\'е - конференция. Почтовая - зона фидошников, интернетовцев, etc
ария
\'ария, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

ария
АРИЯ, -и, ж. Эхоконференция, почтовая дискуссионная группа.

Подписался на новую арию.

От англ. area, Возм. первоначально из жарг. игроков в MUD; из языка программистов, пользователей компьютеров.

Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. . 2002.

Ария
Ария
(итал. aria) – законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Встречаются арии в виде самостоятельной концертной или инструментальной пьесы.

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.