Новейший философский словарь

Адиафора

Адиафора
АДИАФОРА (греч. adiaphora - безразличное, малозначительное) - термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. - расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон-стоик учил: "Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...". Эту точку зрения, разделенную впоследствии идеологами ордена иезуитов, жестко отвергал Фихте, утверждавший, что в сфере этического нет и не может быть А.

См. также `Адиафора` в других словарях
адиафора
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑индифферентизм (14)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
АДИАФОРА
АДИАФОРА
(греч. Adiaphora)
безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая – зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...» Это воззрение было перенято иезуитами. В 16 в. долгое время шел спор между «а...
Адиафора
(греч.) — именуются в эфике безразличные сами по себе деяния или поступки, которые одинаково хорошо могут быть и совершаемы, и не совершаемы. К таковым относятся не только обычные наши движения, как, напр., хождение, стояние, сидение, но и такие действия свободной воли и выбора, для которых не может быть установлено общего правила, одинаково применимого во всех случаях жизни и для всех людей. Современная эфика, разбирающая обыкновенно вопрос об А. под понятием "позволительное", высказывается в лице большинства авторов против признания каких бы то ни было деяний безразличными. Позволительным она признает только то, что не может быть предписано никаким общим для всех случаев законом, при отсутствии, следовательно, взаимного права на нравственное воздействие друг на друга; оспарива...
(греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон-стоик учил: "Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...". Эту точку зрения, разделенную впоследствии идеологами ордена иезуитов, жестко отвергал Фихте, утверждавший, что в сфере этического нет и не может быть А. С.Ю. Солодовников
(греч. adiaphora, от a - отриц. част., и diaphoros - отличный, различный). Безразличное отношение, нейтральное положение, индифферентизм.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. adiaphora, от а, отриц. част., и diaphoros, отличный, различный. Понятия, которые можно допускать или отвергать, не нарушая спокойствия совести.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
Дословно "несущественные вопросы". Верования и обряды, которые реформаторы считали терпимыми, поскольку они явно не отрицались, хотя и не оговаривались отдельно в Писании. Например, одежда священника при совершении богослужения является адиафорой. Концепция адиафоры является важной, поскольку она позволяла реформаторам предпринять прагматически подходить ко многим верованиям и обрядам, избегая, таким образом, ненужной конфронтации.
АДИАФОРА
АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv.+ διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то, ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467c; D. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ — Sext. Adv. math. XI 3-4) и кинической (D. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. стало нормой.
В этике Ранней Стой понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (ко...