Новейший философский словарь

Адвайта

Адвайта
АДВАЙТА (санскр. - без второго) - понятие, обозначающее состояние отсутствия двойственности, а также всеединство как своеобычный принцип онтологического порядка. А.-мата (учение о недвойственности) - парадигма монизма, представленная в индийской философии в самых разнообразных формах.

См. также `Адвайта` в других словарях
(недвоичность, недуализм), также адвайта-веданта - влиятельнейшая школа веданты. Главный ее классик - Шанкара, хотя она явно существовала и до него. Интерпретация "Брахмасутр" в духе адвайты естественнее других, и эти взгляды представляют собою гл. тенденцию упанишад. К А. принадлежат многие крупные философы - Гаудапада, Мандана Мишра, Шри Харша, Вачаспати, Анандабодха, Аппая Дикшита и др. Тексты насчитываются сотнями - комментарии на "три основания" - упанишады, "Брахма-сутры", Бхагавадгиту, самостоятельные трактаты, вторичные комментарии, учебные компендиумы, философские поэмы (в т. ч. "Йога-васйштха") и др. Суммарно может быть передана в строфе: "Истинен Брахман, мир же превратен, Атман и Брахман реально одно". Духовная сущность (Атман) человека, по А., не тождественна ни телу, ни органам чувств, ни вниманию, ни интеллекту (буддхи), к-рые все суть ее органы. Атман есть единое сознание, пребывающее до различения на субъект познания, инструмент и объект. Это абсолютный субъект, не мог...
(санскр. — без второго) — понятие, обозначающее состояние отсутствия двойственности, а также всеединство как своеобычный принцип онтологического порядка. А.-мата (учение о недвойственности) — парадигма монизма, представленная в индийской философии в самых разнообразных формах. С.Ю. Солодовников
АДВАЙТА
АДВАЙТА
(санскр. – без второго)
отсутствие двойственности, всеединство; адвайта-мата (учение о недвойственности) – монизм, представленный в инд. философии в самых различных формах. См. Веданта, Шанкара.

Философский энциклопедический словарь. 2010.