Новейший философский словарь

Агапе

Агапе
АГАПЕ (греч. agape - любовь к ближнему; лат. - caritas) - понятие, которым в дохристианском миропонимании обозначалась деятельная одаряющая любовь в отличие от эроса, или "страстной любви". Важное место понятие А. занимало и в философии Плотина. Впоследствии, в границах раннехристианской обрядности таинство евхаристии совершалось вечером (отсюда А. - "вечеря любви", или схожее - "тайная вечеря"). Эти собрания первых христиан именовались также "вечери Господни", полагавшие возможность общения с Господом, либо "вечери любви", предполагавшие братское общение верующих между собой. Позже, эти обряды (таинство евхаристии и "вечери любви") постепенно дистанцировались друг от друга. Когда же христианство стало легальной и, тем более, по сути государственной религией, евхаристия и "вечери любви" были жестко разграничены, последние даже подвергались гонениям, осуждению и запретам со стороны ряда поместных соборов.

См. также `Агапе` в других словарях
- античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий "агапе", выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и "эрос", представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение. С начала распространения христианской культуры понятие "агапе" получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг по отношению к другу. Во многих философских системах понятие "агапе" занимает центральное место, например, в философии Ч.С.ПИРСА (1839-1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.
АГАПЕ
АГАПЕ
(греч.)
также любовь к ближнему (лат. caritas). В отличие от эроса, т.е. страстной любви, агапе имела значение деятельной одаряющей любви. Важное понятие в философии Плотина (Эннеады, VI, 6).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

(греч. agape — любовь к ближнему; лат. — caritas) — понятие, которым в дохристианском миропонимании обозначалась деятельная одаряющая любовь в отличие от эроса, или "страстной любви". Важное место понятие А. занимало и в философии Плотина. Впоследствии, в границах раннехристианской обрядности таинство евхаристии совершалось вечером (отсюда А. — "вечеря любви", или схожее — "тайная вечеря"). Эти собрания первых христиан именовались также "вечери Господни", полагавшие возможность общения с Господом, либо "вечери любви", предполагавшие братское общение верующих между собой. Позже, эти обряды (таинство евхаристии и "вечери любви") постепенно дистанцировались друг от друга. Когда же христианство стало легальной и, тем более, по сути государственной религией, евхаристия и "вечери любви" были жестко разграничены, последние даже подвергались гонениям, осуждению и запретам со стороны ряда поместных соборов. А. А.Грицанов