Новейший философский словарь

Айер

Айер
АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (1910-1989) - британский философ и логик, представитель неопозитивизма. Профессор Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959-1978) университетов. Философские взгляды А. сформировались под воздействием Рассела, Мура и Венского кружка, членом которого он был. В работе "Язык, истина и логика" (1936) А. дал классическое изложение доктрины логического позитивизма, которую стремился приспособить к традиции британского эмпиризма. Предложения логики и математики считал аналитическими (априорными) и отделял от синтетических (эмпирических) предложений естествознания. Главную задачу видел в элиминации "метафизики", т.е. традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов. Предложил вероятностную (косвенную) модель верификации, основанную на двух утверждениях: 1) предложение в конъюнкции с некоторыми другими посылками должно быть верифицируемо хотя бы в одном утверждении, не дедуцируемом непосредственно из одной из посылок; 2) эти посылки не должны включать в себя какое-либо утверждение, которое не было бы ни аналитическим, ни непосредственно проверяемым, ни способным к независимому его установлению в качестве непосредственно верифицируемого. Фактически эта "поправка" А. была равнозначна отказу от классической редукционистской схемы верификации и переходу к гипотети-ко-дедуктивной концепции построения научного знания. Последняя предполагала выдвижение гипотез с последующим подтверждением их через эмпирически проверяемые следствия (т.е. было снято требование возможности сведения теории к эмпирическому базису науки). Вопросы философии науки А. сводил к логическому анализу и реконструкции языка последней вкупе с переводом соответствующих понятий в систему логически ясной и непротиворечивой терминологии. Предложения "метафизики" для А. "научно-неосмысленны", поскольку не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, представляя собой следствия логических и лингвистических ошибок. В центре внимания раннего А. - концепция "сильной" и "слабой" (вероятностной) верификации, однако в 1940-1950 под воздействием критики он стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений. А. поддержал введение семантического определения истины в принцип верификации (утверждение истинности положения в метафизике эквивалентно факту принятия этого предложения в предметном языке). Тем самым верификация выступала как допустимость операции написания предложения, заменяющей чувственную верификацию операциями фиксации предложения. А. активно использует метод лингвистического анализа выражений естественного языка. В работе "Проблема познания" (1956) рассматривал особенности восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания "других сознаний", а физические объекты понимал как логические конструкции из "чувственных данных". В работе " Центральные вопросы философии" (1973), А. квалифицирует свою философию как "усовершенствованный реализм", причем приверженность последнему он объясняет как результат выбора с точки зрения "удобства". Обращая внимание на разнообразие феноменов языка и их способов употребления, А. отвергал идею о необходимости логической формализации и унификации языковых выражений. А. также известен как один из основателей доктрины эмоти-визма, отрицающей научную значимость утверждений теоретической и нормативной этики. Осмысленность признавалась им только за утверждениями описательной этики (фиксация фактов реального поведения в конкретных социокультурных операциях). Теоретическая же этика, по А., конвенциональна, а нормативная этика есть дедукция из нее. Однако, согласно А., главное в нормативной этике то, что она служит средством воздействия на поведение людей через навязывание им соответствующих воззрений.

См. также `Айер` в других словарях
(Ауег) Алфред Джулс (1910-1989) - британский философ и логик, представитель логического неопозитивизма. Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета. Окончив обучение в 1932, А. отправился в Вену, где познакомился с новой формой позитивизма, которая разрабатывалась \'Венским кружком\'. С 1933 - лектор в Крайст-Чёрч-колледже. Профессор Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959-1978) университетов. В 1952 избран членом Британской академии, в 1959 получил звание заслуженного профессора, в 1970 возведен в рыцарское достоинство. Основные сочинения: \'Язык, истина и логика\' (1936), \'Основания эмпирического знания\' (1940), \'Проблема знания\' (1956), \'Понятие личности и другие эссе\' (1963), \'Человек как предмет научного исследования\' (1964), \'Бертран Рассел: философ века\' (1967), \'Происхождение прагматизма\' (1968), \'Рассел и Мур: наследие аналитической философии\' (1971), \'Центральные вопросы философии\' (1973), \'Философия в 20 веке\' (1983), \'Свобода и мораль и дру...
АЙЕР
АЙЕР
(Ауег) Альфред Джулиус (1910—1989) — англ. философ аналитической школы. Проф. Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959—1978) ун-тов. В своем творчестве попытался соединить основные принципы логического позитивизма с идеями британских эмпиристов и аналитиков. В работе «Язык, истина и логика» (1936) выступает блестящим пропагандистом идей Венского кружка в англоязычном мире. Главное внимание А. уделяет корректной формулировке принципа верификации, который трактует как критерий осмысленности высказываний. К числу высказываний, наделенных значением...
Айер (Ayer)
Алфред Джулс (р. 29.10.1910), английский философ, представитель аналитической философии (См. Аналитическая философия), профессор логики Лондонского (с 1946) и Оксфордского (с 1959) университетов; член Британской АН и Международной философской академии. Получил известность своей книгой «Язык, истина, логика» (1936), в которой выступил пропагандистом идей Венского кружка (См. Венский кружок). С последним он, однако, расходится в своём отношении к логической формализации языка: А. не прибегает к анализу научных понятий средствами математической логики. Эта тенденция, характерная для английской аналитической философии с её уклоном к лингвистическому анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается в поздних работах А., в которы...
айер
АЙЕР * ailleurs adv. В другом месте. Я не солгу, если скажу, что меня не было дома, т. е. что я не находился сам в себе, а где-то ailleurs. 27. 10. 1878. Толст. - Н. Н. Страхову. // 22-18 847. Отнимите у человека душу, и тело перестает фонксионировать, делается бездушным трупом .. Он <народ> в своем высокомерии возвышает заработную плату до таких размеров, что и предпринимателю ничего не остается делать, как оставить свои плодотворные прожекты и идти искать счастья ailleurs. Салт. Дн. провинциала. // ОЗ 1872 2 2 279.

Исторический словарь галлиц...