Новейший философский словарь

Алан Лилльский

Алан Лилльский
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius) (1120/1128-1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической вере против еретиков"; трактат "Правила теологии" (134 "правила" или "теологические максимы"); библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла); "Плач природы" (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах); гекзаметрическая аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183-1184)- энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами". Источник порождения природы, который она не ведает, - в Боге, истоки мысли могут и должны быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание "верит, чтобы познавать", природное познание "познает, чтобы верить".

См. также `Алан Лилльский` в других словарях
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
(Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в Париже (ок. 1157—1170) и Монпелье (ок. 1171-1185); боролся с ересью катаров. В старости, став цистерцианцем, удалился в Сито.
Согласно А.Л., поскольку в борьбе с религиозными воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и святых Отцов, для защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология поэтому должна по воз...
(Alain de Lille, латинизированный аналог — Alanus ab Insulius) (1120/1128— 1202/1203) — французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической вере против еретиков", трактат "Правила теологии" (134 "правила" или "теологические максимы"), библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла), "Плач природы" (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183—1184) — энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэто- му следует подкрепить его разумными доводами". Источник поро...
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille - латинизированная форма Alanus ab Insulis) (ум. 1203), французский философ-схоласт, богослов и поэт, монах-цистерцианец. Автор "Плача природы" - философско-моралистического видения в художественной прозе и стихах - и аллегорической эпопеи в гекзаметрах "Антиклавдиан".
(Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius) (1120/1128- 1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула \'Doctor Universalis\'. Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат \'О католической вере против еретиков\', трактат \'Правила теологии\' (134 \'правила\' или \'теологические максимы\'), библейский словарь (\'сумма\') \'Словоразличия\' (разбор библейских понятий по трем уровням смысла), \'Плач природы\' (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея \'Антиклавдиан\' (1183-1184) - энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: \'У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами\'. Источник порожд...
Алан Лилльский
(Alanus ab Insulis, Alain de Lille) — монах-цистерцианец (OCist), богослов, философ и поэт; Doctor universalis (Доктор универсальный); род. ок. 1128, Лилль (ныне Франция), ум. ок. 1203, аббатство Сито.
Преподавал в Париже (ок. 1157–70) и Монпелье (ок. 1171–85), участвовал в III Латеранском соборе (1179). В старости удалился в Сито.
На богословско-филос. взгляды А. оказали влияние идеи Гильберта Порретанского и платонико-пифагорейские концепции Шартрской школы. Согласно А., в борьбе с рел. воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и свв. Отцов; для защиты катол. учения следует прибегать к доводам разума, следовательно, богословие должно по возможности строиться как совокупность высказываний, дедуктивно выводимых...
Алан Лилльский
(ок. 1128-1202) - фр. богослов и философ, монах-цисцерцианец; участвовал в работе III Латеранского собора (1179), автор тезиса «У авторитета нос из воска», т.е. высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами. Провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонич. мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.
Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Мм 1957.
Средневековый мир в терминах, именах и названи...