Новейший философский словарь

Альберт Великий

Альберт Великий
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus) (1193/1207-1280) - немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподает в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквин-ского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую - опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были т. наз. четыре "со-вечных" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы - бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., - наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние - растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека - продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.

См. также `Альберт Великий` в других словарях
Альберт Великий
(между 1193 и 1206-1280) — нем. философ, богослов, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Родился в Швабии, учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. Учитель Фомы Аквинского, вместе с которым боролся против аверроизма, хотя испытал на себе влияние арабоязычной философии. Пытался схоластизировать Аристотеля и создать единую систему католич. богословия. Автор сочинений «Сумма теологии» и «О причинах и о возникновении всеобщего». Славился своей эрудицией, но не создал самостоятельного учения. Написал ряд естественнонаучных трактатов (о минералах, о растениях, о животных). За энциклопедичность знаний А. В. получил от католич. церкви титул "doctor universalis".
см. Схоластическая средневековая экзегеза.
СВ. (Albertus Magnus) (1193?-1280), выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Альберт фон Больштедт (Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в Лауингене близ Аугсбурга в Швабии. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кельнским. Был воспитан в среде феодальной аристократии, учился в Падуанском университете, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223. В возрасте шестнадцати с половиной лет, несмотря на противодействие отца и друзей, Альберт вступил в орден братьев-проповедников и обучался в доминиканских школах. Свою собственную преподавательскую деятельность начал в Кельне в 1228. В 1245 уехал из Кельна в Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и тео...
Альберт Великий
Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert von Bollstadt) (р. около 1193 — умер 15.11.1280), немецкий философ и богослов, представитель ортодоксальной схоластики (См. Схоластика), монах-доминиканец (с 1223). Учился в Падуе, преподавал в Париже, а также в Кельне и др. немецких городах. Благодаря своим комментариям к сочинениям Аристотеля явился зачинателем перестройки и энциклопедической систематизации католического богословия на базе аристотелизма, которая была завершена его учеником Фомой Аквинским (См. Фома Аквинский). Вместе с последним вёл борьбу против оппозиционных течений в схоластике и ересей, а также против Аверроизма. В трактовке универсалий испытал влияние Ибн Сины (См. Ибн Сина). Среди учёных 13 в. отличался необычайно многосторонними по...
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (около 1193 - 1280), немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Начал энциклопедическую систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским. Трактаты о минералах, растениях, животных и др.
Альберт Великий
(Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (Albert von BollstКdt), св. — монах-доминиканец (OP), епископ, богослов, философ и естествоиспытатель, Учитель Церкви, Doctor universalis (Доктор универсальный); род. в 1193 или 1206/07, Лауинген (Германия), ум. 15.11.1280, Кёльн.
Жизнь и деятельность. Происходил из графского рода, вступил в Орден доминиканцев в 1223. Став в 1245 магистром, преподавал в Парижском ун-те (1245–48) и в кёльнской доминик. школе (1248–52), где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. А. возглавлял провинцию ордена в Германии (1254–57), был еп. Регенсбурга (1260–62). Беатифицирован Католической Церковью в 1622, канонизирован в 1931; в 1941 провозглашен покровителем ученых. Память А. в Католичес...
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus) - Альберт фон Больштедт (ок. 1193-1280), немецкий философ и теолог, представитель схоластики, доминиканец. Начал перестройку и энциклопедическую систематизацию католического богословия на базе аристотелизма, завершенную его учеником Фомой Аквинским. Преподавал в Кельне и Париже. Трактаты о минералах, растениях, животных и др.
(лат. Albertus Magnus) (род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия – ум. 15 нояб. 1280, Кёльн) – нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кёльне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е....
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
или Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert der GroBe, Albert von Bollstadt) (1193 или 1206/1207—1280) — нем. теолог, философ, естествоиспытатель; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в Париже (1245—1248) и Кёльне (1248—1252); учитель Фомы Аквинского. Доминиканец, провинциал Ордена доминиканцев в Германии (1254-1257), епископ Регенсбурга (1260-1262). Канонизирован римско-католической церковью в 1931. Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О единстве разума про...
(Albertus Magnus) (1193/1207-1280) - немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания \'Doctor Universalis\' (\'всеобъемлющий доктор\'). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и \'Парафразы\' к Аристотелю, а также философское сочинение \'Сумма теологии\'. Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую - опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре \'со-вечных\' сущности: материя, время, природа ангелов и ...