Новейший философский словарь

Анаксимен

Анаксимен
АНАКСИМЕН (585-525 до н.э.) - ионийский (из Ми-лета) натурфилософ, ученик Анжксимандра. А. можно рассматривать и как продолжатежя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало - апейрон). Воздух А. - это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом, воздух - это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринци-па и актуальной жизненной основы космоса: подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых учений о качественных изменениях в мире.

См. также `Анаксимен` в других словарях
АНАКСИМЁН
АНАКСИМЁН
(Anaximenos) (ок. 588 — ок. 525 до н.э.) — др.-греч. философ и ученый, ученик Анаксимандра (милетская школа). Истолковал первоначало (апейрон Анаксимандра) как воздух в силу его бескачественности. Все возникает из воздуха через разрежение (огонь) и сгущение (облака, вода, земля, камни). Души и боги воздушны. Плоские небесные тела и Земля держатся на воздухе. «Исправил» Анаксимандра: звезды не ближе, а намного дальше Луны и Солнца. Сохранившийся фрагмент из «О природе» А.: «Так и наша душа, будучи воздухом, сплачивает каждого из нас, а дых...
1. Древнегреческий философ.
(Anaximenes, Άναξιμένης). Родом из Милета. Ученик и преемник Анаксимандра. Он считал воздух за начало и первую причину всех вещей.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Анаксимен
(греч. Anaximenes)
(ок. 585 - ок. 525 до н.э.)
   греческий философ из Милета, представитель ионийской философской школы, ученик и друг Анаксимандра. Исправил ошибку своего учителя, поместив звезды за солнцем и Луной. Однако Землю считал гористой плоскостью.
   Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 129-134; Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 72-78.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И....
АНАКСИМЕН
АНАКСИМЕН Ἀναξιμένης) из Милета («расцвет» 546, ум. ок. 528 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, третий представитель Милетской школы, ученик Анаксимандра. В предложенной А. (трактат «О природе») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отличие от Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращенные формы единой праматерии - безграничного воздуха. Физическое изменение трактуется при этом как чисто количественное «сгущение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится водой и землей, разрежаясь - огнем, из которого образуются не...
АНАКСИМЕН (6 в. до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух>, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
Анаксимен (Anaximenes)
Милетский (около 585 — около 525 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы (См. Милетская школа), ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Первоначало А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Первый указал на различие между неподвижными звёздами и планетами, выдвинул гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны.
Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, B., 1934, S. 81—90.
Лит.: Томсон Д ж. , Исследования по истории древнегреческого о...
АНАКСИМЕН
   • Anaximenes,
         Άναξιμένης,
       1. милетец, сын Евристрата, называемый другом или учеником Анаксимандра, родился между 560 и 548 гг. до Р. X. В своем философском учении снова поставил на место неопределенного анаксимандровского «бесконечного» определенный элемент природы, а именно воздух, как начало, все окружающее и все поддерживающее. Из этого начала происходит все путем разжижения (αραίωσις) или сгущения (πύκνωσις); воздух же есть и принцип жизни отдельных существ: εκ τούτουτα πάντα γίγνεσθαι και εις αυτόν πάλιν αναλύεσθαιοι̃ον ι̃ ψυχη ή ήμετέρα αηρ ούσα συγκρατει̃ ήμα̃ς, και ολον τον κόσμον πνευ̃μα και αηρ περιέχει. Plut, de plac. phil. 1, 3. ср. Cic. de n. ...
(585—525 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. можно рассматривать и как продолжателя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало — апейрон). Воздух у А. — это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы кос...
АНАКСИМЕН (6 в. до н. э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
Анаксимен
          из Милета (6 в. до н.э.) — др.-греч. философ, стихийный материалист. Продолжая материалистич. линию своих предшеств. в Милетской школе, А. развил далее их учение о естеств. происхожд. и развитии вселенной.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

АНАКСИМЕН (585-525 до н.э.) - ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. можно рассматривать и как продолжателя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало - апейрон). Воздух у А. - это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух - это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной ...