Новейший философский словарь

Андреев

Андреев
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) - русский мыслитель, литератор и философ. Сын писателя и философа Леонида Андреева. В 1947 осужден на 25 лет тюремного заключения за антисоветскую литературную деятельность. Автор сочинения "Роза Мира" (впервые опубликовано в 1991) - грандиозного трактата социально-утопического характера о "сокровенном" устройстве Вселенной, о мистических основаниях истории цивилизации Земли, о грядущих судьбах человечества. Свои прозрения, пророчества и прорицания А. объяснял как результат собственного непосредственного общения с духовными Существами. Одновременно А. утверждал в качестве предвестников концепта "Розы Мира" А. Пушкина, А. Блока и (особо) М. Лермонтова, Достоевского и В. Соловьева, обладавших, по мнению А., даром "созерцания космических панорам и метаисторических перспектив". Описание миров, располагающихся вне пределов людского восприятия, - главное содержание философского творчества А. Известный человеку материальный мир, согласно А., являет собой лишь незначительную часть глобальной совокупности многомерных обитаемых миров. Взаимодействие существ, населяющих эти миры, в значительной степени обусловливает положение вещей на Земле. История человечества, по А., - есть отображение метаистории борения светлых и темных сил запредельных пространств. А. не разделял трактовку "метаистории", сформулированную ее автором, С. Булгаковым. По мысли последнего, метаистория является "ноуменальной стороной того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история". А. же подчеркивал, что понятия ноуменального и феноменального выработаны иным ходом мысли, иными философскими потребностями: объекты же метаисторического опыта могут быть втиснуты в систему этой терминологии лишь по способу Прокруста. По мнению А., метаистория может и должна быть интерпретирована как лежащая пока вне поля зрения науки, вне ее интересов и ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Эти потусторонние процессы теснейшим образом с историческим процессом связаны, его собою в значительной степени определяют, но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой раскрываются на путях именно того специфического метода, который следует называть метаисторическим. Одновременно метаистория у А. - религиозное по сути учение об этих процессах инобытия. А. ввел также термин "трансфизическое": трансфизическими А. именуются запредельные миры, обладающие как иной, отличной от земной, материальностью, так и специфическими системой пространственных координат и потоком времени. (А. сохранил античный термин "зон" - "век жизни", "вечность" - для характеристики мировых периодов борьбы Бога и Люцифера, Добра и Зла). Достаточно экстравагантные категориально-понятийные ряды, присущие построениям А., объяснялись им стремлением воспроизвести в спектре традиционного звукоряда те необычные наименования, которые были восприняты духовным слухом. "Энроф" у А. - есть материальная Вселенная естественных наук. Рядом располагаются многочисленные трансфизические слои, обитатели которых несоизмеримо богаче в сфере восприятия нежели люди, ибо владеют способностью ощущать до 6 пространственных измерений и 236 - временных. Переходы между слоями требуют, как правило, особых внутренних состояний и концентрации. Все слои одного небесного тела, объединенные общими метаисторическими процессами, конституируют цельную систему - "брамфатуру". "Брамфа-тура" Земли, имеющая, по мнению А., 242 слоя, может именоваться понятием "Шаданакар". В одном из слоев "Шада-накара" пребывают "монады" - неделимые и бессмертные высшие Я людей. Их задача - просветление Вселенной. Материальные облачения "монад", по А., разнообразны и включают в себя, в частности, "шельты" (вместилища божественных свойств "монад"), астральные тела, вкупе образующие душу, а также эфирные и физические тела. Вершиной миров "Шаданакара" у А. является "Мировая Сальватэрра", где и пребывает Синклит Человечества - верховное собрание всех светлых сил метаистории. Конфликт Метаистории, по А., сводится к борьбе "демонических монад" и "монад", разделяющих принцип любви - цементирующего начала Вселенной. Итогом этого конфликта может явиться следующее положение дел: "Богочеловечество следующего мирового периода будет добровольным единением всех в любви. Дьяволочело-вечество... будет абсолютной тиранией одного". Обладая (как и поэтический сборник А. "Русские боги") фантасмагорическим измерением в виде импликаций метаистории Российской империи, СССР и русской культуры в целом, концепция "Розы Мира" постулировала существование российского "демона великодержавной государственности" ("уицраора") Жругра, "курировавшего" период царствования самодержцев от Ивана Грозного до Александра II. Итогом явился синхронный рост всемирной значимости России наряду с саморазрушительным усилением тирании, достигшей своего апогея при Сталине и, в силу (по А.) "железного закона нравственных причин и следствий", обреченной поэтому на гибель. Характеризуя в конечном счете трагичную картину борения человека за человека в самом себе, А. писал: "Процесс медленного просачивания духовного в сферу сознания людей шел тысячелетие за тысячелетием... временами накапливался в подсознании, по прошествии веков, как бы известный заряд энергии, некий духовный квант, и прорывался сразу в душу и разум личности. Это были первые люди светлых миссий, своего рода вестники". Высшим их представителем на Земле явился Христос. Роза Мира же предстает у А. некоей воссоединяющей всех людей мировой религией, способной просветлить и преобразовать наш мир к 24 столетию. (Культ изысканной и даже несколько витиеватой духовности, присущий утопическому миропониманию А., принципиально отличается от традиционных утопии западного типа, постулирующих приоритет материального и научно-технического прогресса человечества как главных оснований ожидаемого счастья людей). А. неоднократно подчеркивает, что его учение противостоит атеизму и материализму по всем "пунктам" - "от А до Я". Выступая как результат индивидуального религиозного опыта одного из не канонизированных пророков, учение о Розе Мира - "грядущей всехристианской церкви последних веков, связующей себя со всеми религиями светлой направленности и имеющей своей целью спасение возможно большего числа человеческих душ от духовного порабощения противобогом" - оказалось удивительно созвучным главным мотивам истории 20 в.

См. также `Андреев` в других словарях
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919) - беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью - алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: «Он, она и водка», 1895 («Орловский вестник»), «Бергамот и Гараська», 1898 («Курьер»). Впервые внимание к А. привлек рассказ - «Жили-были» в журнале «Жизнь» (1901). В этом же году вышла первая книга рассказов А., к-рая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы - «Мысль» и «Призраки» (1902). В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников «Шиповник» , объединяющих реалистов-обществ...
АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ
        Даниил Леонидович (1906-1959) - философ, культуролог, писатель. Сын Леонида Андреева; окончив Высшие лит. курсы, А. работал художником-шрифтовиком. Вскоре после окончания Второй мир. войны, в к-рой А. принял участие, был арестован (1947) и осужден на 25 лет тюремного заключения. После сокращения срока наказания до 10 лет вышел на свободу (1957) тяжелобольным человеком. В оставшиеся ему 2 года жизни А. напряженно работал над произве...
Андреев I Андре́ев
Александр Игнатьевич (12.3.1887 — 12.6.1959), советский историк, доктор исторических наук (1940), профессор (1945). В 1916 окончил Петербургский университет. С 1913 работал в Постоянной исторической комиссии Академии наук. В 30—50-х гг. сотрудник Института истории и Историко-архивного института. Специалист по истории Сибири. Автор работ по истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океане («Экспедиция В. Беринга», «Роль русского военно-морской флота в географических открытиях XVIII и XIX—XX вв.», и др.), по истории АН СССР и русской науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Издал ряд важных исторических источников («Письма и бумаги Петра Великого», т. 7, в. 2, т. ...
1. Российский театральный режиссёр.
2. Российский актёр, исполнивший роль Павла Василюка в телесериале «Кадетство».
3. Русский скульптор, график 19-20 вв., автор памятников в Москве: Н. В. Гоголю, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, А. Н. Островскому, статуи Свободы для монумента «Сов. конституция», автор серии скульптур и рисунков «Лениниана», скульптур: «Жница», «Женщина, стригущая овцу».
4. Русский землепроходец, сержант, совершивший походы из устья реки Колымы к Медвежьим островам (1763, 64 гг., совместно с Ф.Татариновым и Е.Коноваловым), видевший землю, существование которой не подтвердилось.
5. Гимназист из оперы украинского композитора Ю.С.Мейтуса «Братья Ульяновы».
6. Автор романса «Кокетка».
7. Российский актёр, исполнивший роль Ерошки в фильме «Казаки».
8. Российский актёр, исполнивший роль Лучкина в фильме «Максимка».
9. Российский актёр, исполнивший роль Баукина в фильме «Жестокость».
10. Российский актёр, исполнивший роль Назара Думы в фильме ...
Андреев

— псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия 2009
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и Гараська". В 1901 г. вышел отдельный сборник его рассказов, сразу обративший на него внимание публики и критики и создавший ему широкую известность. В общественном движении до революции 1905 г. не принимал активного участия. В изображении революции Андреев остается верен своему безотрадному индивидуализму и пессимизму; революционное движение понимает не как сознательно-целеустремленное действие масс, а как стихийный процесс, в котором проявляются темные инстинкты "толпы", с одной стороны, и совершаются подвиги самопожертвования отдельными, обреченными на гибель, героями - с другой. Особенно характерна пьеса "Царь-голод", где он изображает восстание голодающих такими же мрачными красками, как и тех, против кого они восстали: восставшие, среди которых рабочие перемешаны с хулиганами и проститутками, убивают беззащитных детей, сжигают библиотеки и к...
АНДРЕЕВ
АНДРЕЕВ
    АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин30 марта 1959, Москва)—русский поэт, мыслитель. Сын писателя Л. Н. Андреева. Закончил Высшие литературные курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1941—45. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет. В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики основных книг: “Роза мира”, “Русские боги”, “Железная мистерия” (первая в прозе, остальные — поэтическим яз.), где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная представлена им мно...
Иван Дмитриевич (1867-1927), рус. правосл. историк церкви и библеист, представитель *русской библейско-историч. школы. Род. в Орловской губ., в семье сел. священника. Окончил Орловскую ДС и МДА (1892). Преподавал философию в Таврической ДС; в 1895 перешел в МДА, где защитил магистерскую дисс. и занимал каф. всеобщей истории. В 1906-07 - ред. "Богословского вестника". В 1907 избран на каф. церковной истории С.-Петерб. ун-та, с 1910 проректор ун-та. В 1916-17 сотрудник журн. "Церковь и жизнь". Продолжал работать в ун-те вплоть до 1924, позже преподавал на богосл. курсах. Гл. историч. труды посвящены Византии и, в частн., свт. *Фотию. Будучи ред. отдела церк. истории Нового энциклопедич. словаря (НЭС), А. поместил там неск. десятков статей по библ. науке. В них он с большой полнотой отразил тогдашнее состояние библеистики. Его статьи не потеряли актуальности и сегодня, несмотря на нек-рую тенденцию к *гиперкритицизму. Хотя А. признавал, что "частое употребление слов и оборотов, выказывающ...
АНДРЕЕВ Александр Федорович (род. 1939), физик, академик РАН (1987). Труды по физике низких температур. Построил теорию динамического промежуточного состояния сверхпроводников, теорию квантовых кристаллов, предсказал явление квантовой диффузии и др. Ленинская премия (1986).
2.
АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873 - 1932), скульптор. Автор> глубоко индивидуальных, психологически острых памятников: Н.В. Гоголю (1904 - 09), А.Н. Островскому (1924 - 29) - оба в Москве.
АНДРЕЕВ

АНДРЕЕВ Константин Алексеевич (1848 - не ранее 1916), рус. математик, чл.-корр. Петерб. АН (1884). Окончил Моск. ун-т (1872). В 1873-98 преподавал в Харьковском ун-те, в 1905-11 декан физико-матем. ф-та Моск. ун-та. Будучи студентом, А. составил таблицу смертности православного нас. России (на основании данных об умерших за 1851-60 и родившихся в 1796-1855).

A. в основном опирался на метод B. Я. Буняковского, подал более реалистич. оценку смертности в России. Работа А. \'О таблицах смертности. Опыт теоретич. исследования о законах смертности и составления таблиц смертности для России\' была удостоена золотой медали Моск. ун-та и издана (1871) на средства ун-та.

● Новосельский С. А., Смертность и продолжительность жизни в России, П., 1916; Перковский А., Дореволюц...

1
.
Александр Игнатьевич (12.III.1887 - 12.VI.1959) - сов. историк, доктор ист. наук (с 1940), проф. (с 1945). В 1916 окончил Петерб. ун-т. С 1913 работал в Постоянной ист. комиссии Академии наук; с 1929 - в Ин-те истории. Изучал историю Сибири, заселения Севера, вспомогат. ист. дисциплины. По истории Сибири наибольшую ценность представляет докторская дисс. А. "Очерки по источниковедению Сибири XVII в." (Л., 1940; 2 изд., М. - Л., 1960), где детально исследованы сиб. летописи, географич. карты. А. - автор работ по истории рус. географич. открытий в Сев. Ледовитом и Тихом океанах ("Экспедиция В. Беринга", 1943, "Роль рус. воен.-мор. флота в географич. открытиях XVIII и XIX-XX вв.", 1947, и др.), а также по истории АН СССР и рус. науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Опытный археограф, А. издал ряд важных ист. источников ("Письма и бумаги Петра Великого", т. 7, в. 2, т. 8, в. 1, 1946-48; Соч. М. В. Лом...
Андреев
псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907