Новейший философский словарь

Антиномия

Антиномия
АНТИНОМИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе) - форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Употребление термина А. первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона (Квинтилиан в 1 в.; позднее - Плутарх, Августин и др.). Так, в кодексе императора Юстиниана (534) термином А. обозначалась ситуация, когда юридический закон вступает в противоречие с самим собой. Близким к А. понятием является понятие апория, особенно в аристотелевском истолковании. Апория, по Аристотелю, есть равенство (равнозначность) противоположных заключений. Так, в известных апориях Зенона из Элеи вскрываются противоречия единого (непрерывного) и множественного (разделенного) движения и покоя. Философский статус термин А. приобретает в работах Канта, который обозначил им глубоко противоречивое состояние человеческого разума ("спор разума с самим собой"), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира. Гегель, сопоставив А. Канта с апориями Зенона, пришел к выводу, что кантовские А. являют собой не более, чем то, что уже сделал Зенон. Гегель был убежден, что если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антономична. Противоречия, представленные в форме многообразных А., Гегель считал свидетельством диалектического характера познания. Гегель называл предрассудком прежней логики и обыденного сознания мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество. Противоречие, подчеркивал Гегель, "есть корень всякого движения и жизненности". С точки зрения диалектического материализма, условие познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей, а диалектика, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широкого мировоззрения. Появление А. в системе научного знания - момент этого прорыва, этап в осознании противоречий объективной реальности. Формулировка А., вместе с тем, - это всегда постановка конкретной научной проблемы, решение которой служит основанием для формулирования (когда имеет место сознательно диалектический подход) диалектических по форме выводов. В этом случае А. "сжимается" в суждение, и так появляется бесконечное логическое. Часто эти проблемы обнаруживают себя как парадоксы (апории). Таковы, например, парадоксы теории множеств, апории движения, некоторые т. наз. "космологические парадоксы". Как А. следует также рассматривать учения о корпускулярной и волновой природе вещества и поля, о "траекторном" характере движения в теории относительности и отрицание траекторий в квантовой физике. Примерами преобразования А. в диалектические выводы являются афоризмы (высказывания) выдающихся мыслителей прошлого. Таков афоризм Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю". Таков вывод Гегеля, характеризующий противоречие механистического движения: "Движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте". Этот вывод "сжимает" в одно суждение известные апории Зенона, выдвинутые им против движения. Таков вывод К. Маркса, характеризующий процесс возникновения капитала: "Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении". Важнейшим моментом научного понимания природы А. является признание неравноценности тезиса и антитезиса, из которых она складывается. Одна сторона А. всегда превалирует (доминирует) над другой, включает в себя другую. Так, концепцию развития следует трактовать в плане единства прогресса (тезис) и регресса (антитезис) с преобладанием (в данном контексте) первого над вторым. Бесконечное включает конечное, необходимость - свободу, целое - часть, содержание - форму, причина - следствие и т. п.

См. также `Антиномия` в других словарях
антиномия
антин\'омия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

( гр. antinomia противоречие в законе) - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.
противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо.
антиномия
АНТИНО́МИЯ -и; ж. [от греч. antinomia - противоречие в законе]. Филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. А. между прерывностью и непрерывностью.
Антиноми́ческий, -ая, -ое. А-ое противоречие. Антиноми́чный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. А-ая природа мышления. А-ые положения суждений.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(от греч. antinomia - противоречие в законе) - англ. antinomy; нем. Antinomie. Противоречие между двумя тезисами одинаково обоснованными и оцениваемыми как верные.
Антиномия
Антиномия
(греч. — antinomia — противоречие закона самому себе) Философское понятие, означающее сочетание (или единство) противоположных, взаимоисключающих с точки зрения формальной логики утверждений. В древности фигурировало в юриспруденции (для обозначения случаев, когда закон вступает в противоречие с самим собой — «Кодекс» Юстиниана 534 г.), в философии (апории Зенона, антиномизм «Ареопагитик», от него А. Николая Кузанского), в религии и богословии. Глобальную систему философских А. обосновал и сформулировал И.Кант в «Критике чистого разума» (1781), показав, что А. необходимо возникают в сис...
(от греч. antinomia - противоречие в законе) - рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является "Лжеца" парадокс. Наибольшую известность из открытых уже в 20 в. получила А., указанная Б. Расселом. Примером достаточно простой и оригинальной А. может быть следующее рассуждение. Некоторые слова, обозначающие свойства, обладают тем самым свойством, которое они называют. Так, прилагательное "русский" само является рус, "многосложное" - многосложно, а "шестислоговое" имеет шесть слогов. Такие слова, относящиеся к самим себе, называют а у -тологическими; слова, не имеющие свойства, обозначаемого ими, гетерологическими. Последних в языке подавляющее большинство: "сладкое" не является сладким, "холодное" - холодным, "однослоговое" - однослоговым и т.д. Разделение прилагательных на две группы представляется ясным и не вызывающим возражений. Оно может быть распространено и на существительные: "...
1. Противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.
АНТИНОМИЯ

парадокc,- ситуация, когда в теории доказываются два взаимно исключающие друг друга суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения данной теории средствами.

В отличие от софизма, умышленно ложного умозаключения с замаскированной ошибкой, А., как правило, свидетельствует о более глубоких недостатках рассматриваемой теории. Часто обнаружение А. приводит к существенной перестройке всей теории в целом, привлекает внимание к новым явлениям и, в конечном счете, служит стимулом дальнейших исследований. Эта особенность А. со времен античности привлекла к ним внимание философов. Можно отметить, напр., существенную роль, к-рую играет исследование А. в философии Канта. Уже в античной философии обсуждалось несколько А., известных под назв. апорий. Приведем ...

Антиномия
(от греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу или противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми (например прерывность и непрерывность материи).
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону 2006
Антиномия
(греч.) — так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А. обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Нахо...
АНТИНОМИЯ
АНТИНОМИЯ
(от греч. antinomia — противоречие в законе) — рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «Лжеца» парадокс.
Наибольшую известность из открытых уже в 20 в. получила А., указанная Б. Расселом.
Примером достаточно простой и оригинальной А. может быть следующее рассуждение. Некоторые слова, обозначающие свойства, обладают тем самым свойством, которое они называют. Так, прилагательное «русский» само является рус, «многослож...
антиномии, ж. (греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.
- действительное или кажущееся противоречие в законе.
Основное логическое противоречие или несоответствие, когда два (или больше) отдельных принципа ведут к.взаимоисключающим заключениям: подразумевается, что оба суждения «А» и «не А истинны». см. в ср. с парадоксом.
антиномия
АНТИНОМИЯ и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС-2.|| О противоречиях между чем-л. БАС-2. Прием изображения идеи - опять тот же: контрасты и антиномии, так уже повредившие все романам Гюго. ОЗ 1874 213 2 125. Феербах вполне правильно заметил, что идеалистический монизм разрешает антиномию между духом и материей путем простого упразднения материи. Плеханов Ист. рус. общ. мысли. Посылаются на тебя, Демьян, проклятия: Не разрешить мол, с Демьяном иначе антиномии, Как съездивши его по физиономии. А ...
(от греч. antinomia - противоречие в законе) -рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющие­ся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «лжеца» парадокс. Наибольшую известность из открытых уже в XX в. А. получила A. Рассела. Примером достаточно простой и оригинальной А. может быть следующее: некоторые слова, обозначающие свойства, обладают тем самым свойством, которое они называют. Так, прилагательное «русский» само является русским, «многосложное» — многосложно, а «пятислоговое» — имеет пять слогов. Такие слова, относящиеся к самим себе, называют аутологическими; слова, не имеющие свойства, обозначаемого ими, — гетерологическими. После­дних в языке подавляющее большинство: «сладкое» не является сладким, «холодное» — холодным, «однослоговое» — однослоговым и т. д. Разделение прилагательных на две группы представляется яс­ным и не вызывающим возражений. Оно может быть распространено и на существительные: «слово» само являет...
антиномия
(1 ж), Р., Д., Пр. антино/мии; мн. антино/мии, Р. антино/мий

Орфографический словарь русского языка. 2006.

антиномия
антино́мия,
антино́мии,
антино́мии,
антино́мий,
антино́мии,
антино́миям,
антино́мию,
антино́мии,
антино́мией,
антино́миею,
антино́миями,
антино́мии,
антино́миях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

ж. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.
антиномия
антино́мия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АНТИНОМИЯ
действительное или кажущееся противоречие в законе.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
антиномия
,
ж. филос., лог.
Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем.
[греч. ’αντινομία]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
действительное или кажущееся противоречие в законе.
-и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством. II прил. антиномический, -ая, -ое.
АНТИНОМИЯ
(от греч. antinomia - противоречие в законе) - англ. antinomy; нем. Antinomie. Противоречие между двумя тезисами одинаково обоснованными и оцениваемыми как верные.

Энциклопедия социологии, 2009

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе) - противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения - парадоксы, обусловленные историческим уровнем развития знания.
антиномия
парадокс, противоречие
Словарь русских синонимов
АНТИНОМИЯ (греческое antinomia - противоречие> в законе), противоречие> между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Смотри Парадокс>.
(от греч. anti - против, и nomos - закон). 1) противоречие в законе. 2) доказательство нереальности понятия выводом из него двух противоположных суждений.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1) противоречие в законах; 2) доказательство неправильности понятия выводом из него двух противоположных суждений.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
1) противоречие законов; 2) доказательство неправильности суждения путем приведения к двум противоположным заключениям.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в рус...
Антиномия (от Анти... и греч. nomos — закон; буквально — противоречие в законе)
противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. Термин «А.» ввёл в 1613 немецкий философ Р. Гоклениус, хотя противоречивый характер мышления был обнаружен ещё в античной философии (см. Апория). Родоначальник немецкой классической философии И. Кант впервые показал, что А. с необходимостью порождаются особенностями процесса познания, в частности постоянными попытками разума выйти за пределы опыта, познать «Вещь в себе», а поскольку, по Канту, это невозможно, всякий такой выход и приводит к А. В кантовском учении об А. выражена глубокая мысль о противоречивости процесса познания, зависимости результатов познания от наличных форм познав...
(греч. antinomia - противоречие) - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается равно доказуемым.