Новейший философский словарь

Апперцепция

Апперцепция
АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad - к и percepcio - восприятие) - термин, введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта", что обеспечивает единство самого познающего субъекта. Эмпирическая А. является производной от трансцендентального единства А. и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы. Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание сознания. Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимала центральное место в индетерминистской теории Вундта. По Вундту, А. - это особая внутренняя сила, локализованная в лобных долях головного мозга. Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип есть ни что иное, как "творческий синтез", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы, составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (см. также КАНТ, ГЕРБАРТ, ВУНДТ).

См. также `Апперцепция` в других словарях
(от лат. ad — к и perceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гер-бартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а ...
апперцепция
(1 ж), Р., Д., Пр. апперце/пции

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Апперцепция (лат. ad – к, до, при, perceptio – восприятие) Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным – способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.
апперцепция
апперце́пция,
апперце́пции,
апперце́пции,
апперце́пций,
апперце́пции,
апперце́пциям,
апперце́пцию,
апперце́пции,
апперце́пцией,
апперце́пциею,
апперце́пциями,
апперце́пции,
апперце́пциях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

апперцепция
апперц\'епция, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

АППЕРЦЕПЦИЯ
АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.
В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобр...
- зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.
Апперцепция (Ап- + лат. perceptio восприятие)
свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг
апперцепция
апперце́пция, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

апперцепция
зависимость восприятия от жизненного опыта человека и его психического состояния в момент восприятия.
Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука 2003
апперцепция
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — обозначение познавательной способности, назначение которой интерпретировалось различно. Г. В. Лейбниц различает перцепцию, или восприятие, и «апперцепцию, или сознание» (Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 415), которое трактуется им в широком смысле как противоположность бессознательному. И. Кант истолковал А. в общем виде как самосознание: оно есть «сознание самого себя» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 66), простое представление о Я, не дающее многообразия знания о субъекте ввиду отсутствия у человека интеллектуального созерцания. Если в первом издании «Критики чистого разума» Кант противопоставлял эмпирической А., и...
апперцепция
восприятие
Словарь русских синонимов
Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие)
одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин «А.» ввёл Г. Лейбниц (см. «Новые опыты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благод...
(от лат. ad - при, к и perceptio - восприятие) - англ. apperception; нем. Apperzepzeption. 1. По Г. Лейбницу - ясное и осознанное восприятие к.-л. впечатления, ощущения и т. д. в противоположность бессознательной перцепции. 2. По И. Канту - изначально неизмененное единство как условие всякого познания и быта (трансцендентальная апперцепция) . 3. По И. Ф. Гербарту - масса апперцепции, т. е. совокупность прежних впечатлений, уже имеющихся знаний, на основе к-рых происходит переработка впечатлений. 4. По В. Вундту - восприятие, требующее напряжения воли, посредством к-рого происходит обработка новых знаний в соответствии со структурой данной системы знания. 5. По А. Шюцу - спонтанная интерпретация смысловых восприятий в свете прежнего опыта и уже имеющегося знания о предмете. 6. В современной психологии - синоним перцепции, восприятия.
(от лат. ad - при, perceptio - восприятие) - осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта. В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.
ж. Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).
Апперцепция (Apperception; Apperzeption) — термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различ
-и, ас. (книжн.). Восприятие, узнавание на основе прежних представлений. II прил. апперцепционный, -ая, -ое и апперцептивный, -ая, -ое.
[< лат. ad - при + perceptio - восприятие] - 1) психол. процесс восприятия, наблюдения, познания и освоения новых представлений, связывающий содержание новых ощущений с прежним личным опытом и знаниями; 2) филос. осознание самого себя, рассмотрение разумом собственных состояний (по И. Канту).
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
см. АПЕРЦЕПЦИЯ.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
восприятие впечатления сознанием.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
впечатление, воспринимаемое сознанием, с...
АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. ad - при, к и perceptio - восприятие) - англ. apperception; нем. Apperzepzeption. 1. По Г. Лейбницу - ясное и осознанное восприятие к.-л. впечатления, ощущения и т. д. в противоположность бессознательной перцепции. 2. По И. Канту-изначально неизмененное единство как условие всякого познания и быта (трансцендентальная апперцепция). 3. По И. Ф. Гербарту - масса апперцепции, т. е. совокупность прежних впечатлений, уже имеющихся знаний, на основе к-рых происходит переработка впечатлений. 4. По В. Вундту - восприятие, требующее напряжения воли, посредством к-рого происходит обработка новых знаний в соответствии со структурой данной системы знания. 5. По А. Шюцу - спонтанная интерпретация смысловых воспр...
Апперцепция
(an- +лат. perceptio восприятие) свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой "эмпирической апперцепцией вводит понятие "трансцендентальной" апперцепции - изначального неизменного "единства сознания" как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.
АППЕРЦЕПЦИЯ (латинск. apperceptio - восприятие) - термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошел несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц (1646-1716), противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции». В то время как перцепция есть внутреннее состояние души, представляющей внешний мир, - «апперцепция» есть «сознание или рефлексия этого внутреннего состояния». Лейбниц подчеркнул активный характер А. В актах А. представления не просто даются нам, но мы овладеваем ими, как нашим достоянием. Т. к. деятельностью отчетливого представления необходимо предполагается субъект, то, по Лейбницу, акты А. обусловлены самосознанием. Дальнейшее развитие понятие А. получило у ...
1. Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта.
апперцепция
, ж. психол.
Зависимость восприятия новых предметов и явлений от прошлого опыта, прежних представлений, запаса знаний.
[От лат. ad — при и perceptio — восприятие]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(an- +лат. perceptio восприятие) - свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.
апперцепция
АППЕРЦЕ́ПЦИЯ -и; ж. [от лат. ad- - при- и perceptio - восприятие]. Психол. Зависимость восприятия новых предметов и явлений от предшествующего опыта, психического состояния, знаний и т.п.
Апперцепти́вный, -ая, -ое. А-ое восприятие. Апперцепцио́нный, -ая, -ое. А-ое состояние.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
(Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.
Апперцепция
(лат. ad – к, до, при, perceptio – восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным – способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.
Толковый словарь психиатрических терминов 2009