Новейший философский словарь

Априори

Априори
АПРИОРИ (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами", и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта". Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...". Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем, Кант будет считать априорными только те знания, которые безусловно не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" - те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того - те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще - законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: "все", "вся" и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным - доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась таким образом в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала - необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности - пространство и время и априорные формы рассудка - чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки, к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциональности.

См. также `Априори` в других словарях
нареч. (от латин. a - от и prior - предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, противоп. апостериори. Судить о чем-н. априори.
априори
нареч.
1. филос., лог.
Независимо от опыта, до опыта; противоп. апостериори.
2. перен.
Не проверяя, не устанавливая чего-л. заранее, предварительно.
[лат. a priori]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(лат. a priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что позна- ние вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами" и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опы...
априори
наречие
Не требует постановки знаков препинания.
Реальность всегда одна. Поливариантной же она становится лишь в попытках объяснения ее. Когда априори ни одно не может быть точно. А. Битов, Азарт, или Неизбежность ненаписанного. На самом деле он был миролюбив и прекрасно уживался с дворянами и за границей, и в нелегальной деятельности, и в студенческом быту, хотя и относился к ним с большой долей предвзятости, априори считая бездарями, лентяями и безвольными субъектами. ...
априори
априо/ри, неизм.

Слитно. Раздельно. Через дефис.. .

нареч. 1) Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп.: апостериори). 2) Заранее, предварительно.
априори
нареч.

Орфографический словарь русского языка. 2006.

нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта; противоп. апостериори.
(лат. a priori - из предыдущего),
философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori - из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение "7 + 5 = 12" универсально в том смысле, что не имеет исключений, и необходимо в том смысле, что должно быть истинным. Мы видим, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Ни одна из характерных черт априорного знания не присуща знанию, получаемому из чувственного опыта. Например, знание о том, что снег бел, не является неким прозрением, благодаря которому мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что у этого правила не существует исключений. Логики эмпиристского направления, такие, ...
1. Термин, определяющий знание о фактах, полученное до изучения их на опыте.
1) Независимо от опыта, до опыта, не опираясь на факты и практику. 2) (Перен.) заранее, наперед, не проверяя (напр., А. что-либо утверждать или с чем-либо соглашаться).
Априори
(от лат. apriori из предшествующего)
понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
Политическая наука: Словарь-справочник 2010

нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.
Априори
(от лат. a priori — предшествующий)
1) независимо от опыта, до опыта (противоположность — апостериори);
2) знание, предшествующее опыту и независимое от него, знание, изначально присущее сознанию. Априорным называется взгляд, положение, мнение и т. д., правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом;
3) в переносном смысле — заранее, предварительно.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону 2006<...
априори
априори

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. . 1998.

В переводе с латинского означает "исходя из того, что предшествовало". Рассуждение, строящееся дедуктивно, как, например, гипотеза, сформированная на основе положений, предварительно сформулированных, или принципов, предварительно принятых.
от лат. a priori -из предшествующего

А. Независимо от опыта, до опыта.

Б. Заранее, наперед, предварительно.

В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта.
АПРИОРИ
АПРИОРИ
        см. Апостериори и априори.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

априори
апри\'ори, неизм.

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

(лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина \'априорное\', предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл \'вечными истинами\' и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к \'Критике чистого разума\', говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: \'...хотя все наше познание и начинается с опыта...
АПРИОРИ

(от лат. a priori - из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в ср.-век. схоластике в противоположность апостериори.

Естествознание. Энциклопедический словарь
АПРИОРИ (от латинского a priori - из предшествующего), знание>, предшествующее опыту и независимое от него; понятие> теории познания, противоположное апостериори>.
Априори (от лат. a priori, буквально — из предшествующего)
знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины — путём интеллектуальной интуиции (См. Интуиция), составляющей одну из главных «способностей души». За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражае...
[лат. a priori - из предшествующего] - 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. - АПОСТЕРИОРИ; 2) филос. в теории познания: знание о фактах, полученное до изучения их на опыте; знание, изначально присущее сознанию; 3) разг. заранее, предварительно.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
исследование и заключение о вещах и явлениях независимо от опыта, но, конечно, не вопреки фактам.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
априори
АПРИО́РИ нареч. [лат. a priori].
1. Филос., лог. Независимо от опыта, до опыта (противоп.: апостерио́ри). Нельзя решать этот вопрос а.
2. Не проверяя, не устанавливая чего-л. заранее, предварительно.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
априори
заранее
Словарь русских синонимов
АПРИОРИ (от лат. apriori - из предшествующего) - понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
априори
априо́ри, нареч.

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.