Новейший философский словарь

Атман

Атман
АТМАН (санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. - Брахман, где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А. отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира.

См. также `Атман` в других словарях
АТМАН - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.
(санскр. atman - сам себя; тело; сущность, душа, дух, мировой дух) - кардинальное понятие инд. мысли, означающее безначальное и непреходящее, "субстанциональное" духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной структуре. Первые свидетельства об А. как о духовно- сущностном начале человека содержатся в Атхарваведе (Х.2.32) и в др. гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того А., который мудр, непреходящ и "вечно юн" (Х.2.43- 44). Инд. мысль рано начинает осваивать идею единства сущности микро- и макрокосма: в "Шатапатха-брахмане" прямо утверждается, что А. есть правитель и царь всех существ (XIV.5.5.15). В том же тексте цитируется и вдохновенное наставление мудреца Шандильи, согласно которому весь этот мир умещается в А. во "внутреннем сердце", что меньше рисового, горчичного или просяного зернышка или даже сердцевины рисового зернышка и одновременно больший, чем Земля, атмосфера, небо и все миры, и это вседействующее,...
(санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.
В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), - как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении А. выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием А. связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к А.»). Как субъективное индивидуальное начало, А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, т. e. идентичности субъективного и объективного начал (напр., Брихад.-уп. I 4, ...
АТМАН
АТМАН
(санскр. atman — сам себя; тело; сущность, душа, дух, мировой дух) — кардинальное понятие инд. мысли, означающее безначальное и непреходящее, «субстанциональное» духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной структуре. Первые свидетельства об А. как о духовно-сущностном начале человека содержатся в Атхарваведе (Х.2.32) и в др. гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того А., который мудр, непреходящ и «вечно юн» (Х.2.43— 44). Инд. мысль рано начинает осваивать идею единства су...
в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие "А." применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе А. Так, локаятик отождествляет А. с живым телом: "мой организм и есть я сам". Обыватель может считать А., т. е. самого себя, более внешним: "мои дети, мое социальное положение - это и есть я сам". Для полагания чего-то А. существен еще в момент распоряжения, госп...
(Attman), Артур (р. 31.X.1910) - швед. историк, специалист в области швед.-рус. экономич. отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 - ректор нар. семинарии в Линчёпинге. С 1954 - проф. экономич. истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59 А. работал в архивах СССР, собирая материал по рус.-швед. отношениям. В своих работах А. придает большое значение рус. торговле на Балтике в 16 в., подчеркивая растущую роль рус. рынка для швед. и европ. торговли того времени.

Соч.: Den ryska marknaden i 1500-talets baltiska politik. 1558-95, Lund, (1944); Ryssland och Europa. En handelshistorisk översikt, Stock., (1946).
Атман (кит. Во - субстанциальное "Я").
атман
сущ., кол-во синонимов: (3)
↑душа (57)
↑начало (90)
↑пуруша (6)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
[санскр. atman - дыхание, дух] - в индуизме (ИНДУИЗМ): глубинная сущность личности, не изменяющаяся при реинкарнации (РЕИНКАРНАЦИЯ), наивысший дух.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
Атман (санскр. — душа, дух)
термин индийской философии, в частности системы Веданта, обозначающий мировой дух. А. — синоним Брахмана.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
1. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало.
Атман одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.
атман (санскр.), атта (пали) — букв «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность», «Я» — одна из осн. категорий брахманизма. С т зр. представителей брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности, поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны. Концепция А. всегда опровергалась буддистами. — Н. А. Канаева. Буддизм 2009
АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное>) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество Атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.