Новейший философский словарь

Аватара

Аватара
АВАТАРА (санскр.) - в мифологии индуизма понятие, посредством которого обозначается феномен нисхождения божеств (Вишну, Шивы и других богов) на землю и воплощения их как в людей, так и в других смертных существ. Боги, не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики.

См. также `Аватара` в других словарях
(санскр.) — в мифологии индуизма понятие, посредством которого обозначается феномен нисхождения божеств (Вишну, Шивы и других богов) на землю и воплощения их как в людей, так и в других смертных существ. Боги, не лишаясь в полном объеме собственной божественной природы, одновременно фрагментарно приобретают мирские черты и характеристики. С.Ю. Солодовников
(др.-инд. avatâra, «нисхождение»), в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев (Бхаг.-г. 4, 7-8), при сохранении божеством частично божественной природы и приобретении им отчасти земной природы. Зарождение представления об А. засвидетельствовано в брахманах. Согласно «Шатапатха-брахмане», Праджапати однажды воплотился в вепря и поднял на клыках землю из мирового океана (XIV 1,2,11), а в другой раз - в черепаху, которая породила все живые существа (VII 5,1,5). В той же «Шатапатха-брахмане» (I 8,1) Праджапати воплощается в чудесную рыбу, которая спасает первочеловека Ману от всемирного потопа. Миф об аватарах всех богов во главе с Нараяной, сошедших на землю ради её избавления от бесчинства данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, рассказан в «Махабхарате» (I 58-59). По мере того как доминир...
1. В индуизме - воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рама и пр.
2. Картинка пользователя в Интернете.
3. Переведите на санскрит «нисхождение».
Аватара
         в индуист. миф. нисхождение божества на землю, его воплощ. в смертное существо ради «спасения мира», восстановл. «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев, при сохран. божеством частично божеств. природы и приобрет. им отчасти земной природы. В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем пуранах, излож. мифы о многочисл. А. Вишну, среди к-рых обще-призн. и наиболее чтимыми явл. десять:
       1. Матсья («рыба»).
       2. Курма («черепаха»).
       3. Вараха («вепрь»).
       
(также "аватар") буквально: схождение, вхождение; воплощение и перевоплощение. В этом контексте всегда и исключительно употребляется для выражения Божественного воплощения.
(санскр.). У индусов воплощение богов на земле.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
аватара
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑воплощение (20)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
Аватара
(санскр.) — нисшествие, в особенности, по религиозным понятиям вишнуитов, нисшествие с небес Вишны и богов вообще, их воплощение или появление в человеческом образе на земле (см. Индийск. религия).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
- в индуизме нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо (в вепря, рыбу, черепаху, человека-льва и др.) с целью избавления мира от злых сил, восстановления закона и защиты своих почитателей.
(букв, нисхождение) - воплощение божества на земле. Индуистская концепция А. связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и др. богов (напр., Праджапати первонач. превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних А. Вишну объединяются в канонич. списки, оперирующие стабильной сюжетикой; наиб, популярный из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев - нарасимха, карлик-вамана, Рама с топором - Парашурама, Рама - герой "Рамаяны", Кришна, Будда и Калки Вишнуяшас. В диахронич. последовательности А. традицией усматривается отражение процесса эволюции жизни на земле (и тем самым - раннеисторич. восприятия времени): первые три А. териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующих обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о постепенном совершенствовании человека, сочетающего героику с высшей духовностью. А. Вишну объединяет идея спасения и охраны миропорядка в разных ее модификациях вплоть ...