Новейший философский словарь

Тойнби

Тойнби
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту 20 в. Подлинным объектом исторического изучения Т. считает цивилизации - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нации, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепция Т. антропоцен-трична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом сознательностью и способностью осуществлять выбор, Т. разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории. Элементарной "клеточкой" истории Т. считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил, давление "варваров" и др. Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию. Если в принципиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", обладающую неповторимым своеобразием. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым социальным ценностям. Локальные цивилизации сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории. За генезисом цивилизации следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, рождаемых изменением общества. Критериями роста цивилизации Т. считает процессы самоопределения (переориентации Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им неповторимого облика) и дифференциации (усиления внутреннего разнообразия). За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацией элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством. Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом социального старения и смерти, Т. подчеркивает, что цивилизация не есть организм с жестко заданным жизненным циклом. Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспособна. Наряду с первичными цивилизациями, возникшими непосредственно из первобытных обществ, Т. выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенностью перехода от второго к третьему поколению является воспроизводство цивилизации посредством церкви - "куколки". В условиях "универсального государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цивилизации, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества. Возникновение "высших религий" - христианства, ислама, индуизма и буддизма - Т. считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества. Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что не замкнутые "локальные цивилизации", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т.: "цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается". Цивилизация для Т. - это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат. Т. также автор сочинений: "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цивилизация" (1946), "Цивилизация перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революция" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира" (1976) и др.

См. также `Тойнби` в других словарях
(Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975), видный англ. историк и историософ. Род. в Лондоне в семье литератора. Учился в Оксфорде и Британской археологич. школе (Афины). Участвовал в археологич. экспедициях по Греции. Работал в британском Министерстве иностр. дел и корреспондентом газеты. Был проф. международной истории в Лондонской школе экономики. Т. отличала огромная работоспособность и творческая активность. Гл. труд его, сделавший эпоху в англ. историософии, - 12-томное "Исследование истории" ("A Study of History", v.1-12, L.-N.Y., 1934-61; сокр. изд. v.1-2, 1956-57. Это цикл произведений по важнейшим проблемам развития культур, религий и обществ. формаций. Т. многократно пересматривал и дополнял свои концепции, не боясь входить в противоречие с самим собой. Заключит. том его основного труда носит характерное заглавие "Пересмотр" ("Reconsideration"). Динамичность теорий Т. обусловлена тем, что он постоянно стремился проверять свои взгляды фактами. Его знания в области древней и новой ...
ТОЙНБИ
Тойнби (Toynbee) Арнольд (14.04. 1889, Лондон-22.10.1975, Йорк)- англ. историк, философ, общественный деятель. Главный труд его жизни - "Исследование истории" есть обозрение всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-исторической монадологии", т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые он называет "цивилизациями".
Это представление сложилось под определяющим влиянием Шпенглера, от которого, однако, Тойнби отличается в двух отношениях. Во-первых, наряду с естественной необходимостью Тойнби признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифициру...
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 - 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство"; прогресс> человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основные труды - "Постижение истории" (тома 1 - 12, 1934 - 61).
1
.
(Toynbee), Арнолд (23.VIII.1852 - 9.III.1883) - англ. историк и экономист. Окончил Оксфордский ун-т (1878), где с 1878 до своей смерти читал курсы политич. экономии и экономил, истории. В лекциях, с к-рыми он выступал перед широкой рабочей аудиторией в крупных пром. центрах, Т. отмечал растущую враждебность в отношениях между предпринимателями и рабочими, видя в этом серьезную опасность для социального мира, и призывал обе стороны сотрудничать. Т. предлагал также широкое проведение примирит. процедуры для предотвращения пром. конфликтов, а также нек-рые умеренные реформы рабочего законодательства и предусматривал в ближайшем будущем активное участие пр-ва в руководстве нац. экономикой. Эта программа, резко противоречившая традиц. "манчестерству" с его подчеркнутым невмешательством гос-ва в экономич. жизнь и в отношения между капиталом и трудом, объективно была направлена против роста влияния на рабочих социалистич....
ТОЙНБИ
ТОЙНБИ
(Toynbee) Арнолд Джозеф (1889-1975) — англ. историк, классик т.н. цивилизационного подхода к человеческой истории. В монументальном труде «Study of History», первые тома которого вышли в 1934, а последний, двенадцатый, в 1961, продолжая линию О. Шпенглера, дал оригинальный вариант «теории локальных цивилизаций».
История, по Т., творение Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Основу истории составляет взаимодействие мирового закона — божественного логоса и человечества. Деятельность последнего — это ответ на бож...
Тойнби
Арнольд (Toynbee, 1852—83) — англ. экономист и филантроп. Отец его, Джозеф Т., образованный натуралист и популярный врач в Лондоне, относился с теплым участием к положению рабочего класса, и маленький Т. провел свое детство среди рабочих, помогая отцу, устроившему для них вечерние классы. В Оксфордском унив. Т. увлекался лекциями Джона Рёскина, оказавшего на Т. неотразимое влияние своею критикой экономического строя и в особенности системы свободной конкуренции, которой Рёскин противопоставлял кооперацию. В вакационное время Т. приезжал иногда из Оксфорда в беднейший квартал Лондона, Уайтчапель, чтобы быть ближе к бедному населению. Он изучал рабочих, не снисходя к ним, а всею душою переносясь в их жизнь. Окончив курс, Т. остался при университете в звании тутора для занятий со сту...
ТОЙНБИ
ТОЙНБИ
        (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - англ. историк, философ, дипломат и обществ, деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Если “ранний” Т. (10-е гг.) видел в нац. гос-ве осн. единицу всемирной истории, а “средний” (20-40-е гг.) искал таковую в локальных цивилизациях, то “поздний” (50-70-е гг.) движется от изучения высших религий к всеохватывающему, “экуменическому” видению развития человечества. Именно это отличает его...
Тойнби I То́йнби (Toynbee)
Арнолд (23.8.1852, Лондон, — 9.3.1883, Уимблдон), английский историк-экономист. Окончил Оксфордский университет, где с 1878 преподавал политическую экономию и историю экономики. Работа Т. «Промышленный переворот в Англии в 18 столетии» (1884, рус. пер. 1898) посвящена процессу капиталистической индустриализации. Эпоху промышленного переворота Т. называл самым бедственным периодом в истории Англии, когда особенно увеличилась пропасть между пролетариатом и господствующими классами страны. Т. — один из сторонников вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, социального законодательства и «примирительной процедуры» для предотвращения классовых конфликтов на предприятиях; один...