Новейший философский словарь

Толанд

Толанд
ТОЛАНД (Toland) Джон (1670-1722) - английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Се-рене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. "Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело - возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал процесс целенаправленного формирования у людей религиозных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности которых - "не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможности адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у самого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Разум - способность души обнаруживать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал постулаты о единстве материи и движения, трактуя последнее (правда, вне его качественного "измерения") как атрибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и бесконечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного английского материализма 17-18 вв, утверждавшего материалистическое миропонимание уделом элиты, а религию - пригодной для утешения масс.

См. также `Толанд` в других словарях
ТОЛАНД
ТОЛАНД
(Toland) Джон (1670—1722) — англ. философ, которого с равным основанием можно считать как деистом, так и материалистом. Незаконнорожденный сын католического священника, он в 16 лет перешел в протестантство пресвитерианского толка. В анонимно изданном соч. «Христианство без тайн» (1696) Божественное Откровение не отрицается, но рассматривается как источник познания, нуждающегося в обосновании со стороны разума, который является единственным критерием достоверности. Согласно Т., противоречивый авторитет отцов церкви не может служить гарантией ист...
(Toland) Джон (1670-1722), англ. философ-рационалист. Род. в Сев.Ирландии в католич. семье. Высшее образование получил в ун-тах Глазго, Эдинбурга и Лейдена. Порвав с католичеством, Т. примкнул к радикальному крылу Англиканской церкви; однако по существу отошел от христианства. Его мировоззрением был деизм, к концу жизни Т. приблизившийся к пантеизму. В 1696 он анонимно выпустил в Лондоне свою книгу "Христианство без тайн" ("Christianity not Mysterious"). Полное ее заглавие ("Христианство без тайн, или Трактат, в к-ром показывается, что в Евангелии не содержится ничего противоречащего разуму или недоступного ему и что ни один догмат христианства не может быть назван непостижимой тайной в прямом смысле слова") уже само по себе содержало целую программу рационалистич. интерпретации Евангелия. Англ. парламент вынес решение сжечь книгу Т., а самого его заключить в тюрьму (Т. спасло только бегство). В др. своей работе "Назарянин" ("Nazarenus", L., 1718) Т. пытался доказать, что подлинное хри...
(Toland) Джон (1670-1722) - английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения: \'Племя левитов\' (1691, не сохранилось), \'Христианство без тайн\' (издано анонимно в 1696), \'Свободная Англия\' (1701), \'Письма к Серене\' (1704), \'Адеисидемон\' (1708), \'Письма против духовенства\' (1712), \'Назарянин\' (1718), \'Тетрадимус\' (1720), \'Пантеистикон\' (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., \'кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело - возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек\'. Усматривал процесс целенаправленного фо...
Толанд
Джон (Toland) — англ. деист (1670—1722), незаконный сын ирландского католического священника; был воспитан в принципах католической церкви, но 16 лет перешел в протестантство. Закончив свое образование в университетах Глазго, Эдинбурга и Лейдена, он в 1690 г. сделался "master of arts" Эдинбургского унив. Первое и самое крупное сочинение Т. "Christianity not mysterious" появилось в 1696 г. Т. опирается на философские принципы Локка, но Локк всячески и вполне искренне старался доказать, что его принципы не имеют ничего общего с принципами Т. Действительно, Т. в своих утверждениях идет гораздо далее Локка. Не отрицая откровения, Т. смотрит на него как на источник познания, нуждающийся лишь в разумном обосновании. Таинство не есть непостижимое для человека утверждение, а лишь положени...
Толанд (Toland)
Джон (30.11.1670, близ Лондондерри, Северная Ирландия, — 11.3.1722, Патни, близ Лондона), английский философ-материалист. Образование получил в университетах Глазго, Эдинбурга, Лейдена и Оксфорда. В несохранившемся сочинении «Племя левитов» (1691) и книге «Христианство без тайн» (1696) выступил против христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и нравственность книга была сожжена (1697), Т. был приговорён к тюремному заключению, но бежал. В дальнейшем Т. издал соч. английских республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Дж. Гаррингтона (1700). За философские и политические взгляды Т. подвергался преследованиям, вынужден был скитаться и бедствовать.
В своём главном философском соч. «Письма к Серене» (170...