Новейший философский словарь

Трельч

Трельч
ТРЕЛЬЧ (Trocltch) Эрнст (1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы: "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм, Т. конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возможностям. Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего. Вслед за М. Вебером с его типами рациональности, Т. различает формальную и материальную философию истории. Материальная философия истории - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие, которое следует отличать от естественнонаучного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также представляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение, происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости. Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ историчности культурных явлений Т. переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозное объединение" и др.). Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях. Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса значимого элемента этой действительности.

См. также `Трельч` в других словарях
(Troeltsch), Эрнст (17.II.1865 - 1.II.1923) - немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк. Проф. теологии в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894), проф. философии в Берлине (с 1914). Примыкал к группе позднелиберальных историков, выступавших (в последние годы 1-й мировой войны и в условиях начавшегося революц. кризиса) за преобразование кайзеровской Германии в бурж.-парламентском духе. В веймарской Германии - помощник статс-секретаря в прус. мин-ве культов (1919-22).

Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за нем. теологом А. Ричлем он стремился выработать ист. метод в теологии; рассматривал христианство (особенно протестантизм) как составную часть новоевроп. культуры. В трудах по социологии религии (важнейший - "Социальные учения христианских церквей и групп" - "Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", Tübingen, 1912) дал типологию религ. групп ("церковь", "секта", "мистика"); развивал близ...
ТРЕЛЬЧ
Трельч (Troeltsch) Эрнст (17.02. 1865, Хаунштеттен, Аусбург - 01.02.1923, Берлин) - нем. теолог-протестант, историк религии, философ, социолог. Проф. Гейдельбергского (1894-1914) и Берлинского (1915- 1923) университетов. Исследуя эволюцию протестантизма в контексте развития европейских культур, разработал принципы исторической социологии религии, конкретизировал их в работе "Социальные учения христианских церквей и групп".
Отвергая академический историцизм, стремился выработать конкретную историческую типологию изучения религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозные объединения" и др.). Выделял надличностную априорную основу социальных и культурных процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Утверждал интегрирую...
ТРЁЛЬЧ
ТРЁЛЬЧ
        (Troeltsch) Эрнст (1865-1923) - нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Учился в 1883-88 в Эрлангене, Берлине, Геттингене, испытав влияние А. Ричля. В 1890-91 Т. был викарием в Мюнхене. В 1891 — приват-доцент в Геттинген. ун-те, в 1892-94 проф. в Бонне, в 1894-1915 проф. теологии в Гейдельбе...
Трёльч (Troeltsch)
Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсоурга, — 1.2.1923, Берлин), немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Профессор в Бонне, Гейдельберге и Берлине. Религиозно-философские взгляды Т. сложились в русле идей либерального Протестантизма. Вслед за А. Ричлем Т. стремился выработать исторический метод в теологии, анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европейской культуры. Наряду с этим утверждал априорный характер религии чувств и переживаний (в духе идей И. Канта и Ф. Шлейермахера). Под влиянием М. Вебера уделял значительное внимание роли экономических и институционных моментов в истории христианской церкви. В сочинении «Социальные учения хри...
ТРЕЛЬЧ
ТРЕЛЬЧ
(Troeltsch) Эрнст (1865—1923) — нем. протестантский теолог, историк и политик. Изучал лютеранскую теологию в ун-тах Эрлангена, Гёттингена и Берлина. Экстраординарный проф. в Бонне (1892—1894), ординарный проф. теологии в Гейдельберге (1894— 1915), проф. философии в Берлинском ун-те (1915— 1923). Развивал учение либеральной теологии о врожденном иррациональном религиозном a priori: сознание априорно выделяет и воспринимает религиозные феномены именно как таковые. Божественное (Мировой Разум) сокрыто в религиозном a priori и при наличии соответст...