Православный энциклопедический словарь

Андрей Рублев

Андрей Рублев
Андрей Рублев (ок. 1360 - ок. 1430)
святой преподобный (память 4/17 июля) - величайший иконописец, монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Иконы святого Андрея еще при его жизни были высоко оценены современниками, впоследствии их и вовсе признали образцовыми. Вершина его творчества - икона "Троица", написанная для Троицкой церкви Троице-Сергиева монастыря (ныне - в Третьяковской галерее).
Православный энциклопедический словарь. — Москва. 1998

См. также `Андрей Рублев` в других словарях
Андрей Рублёв
(около 1360 или 1370 — 1427, по другим сведениям, 1430), выдающийся мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. Русской православной церковью причислен к лику святых. Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал в выполнении ответственных заказов — украшении (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) Благовещенского собора Московского Кремля (1405), в иконостасе которого выполнил иконы праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»), отличающиеся мягкой выразительностью плавно круглящихся линий и спокойной звучностью цвета. Новая стилистика, с гармонично уравновешенными формами и просветлённо-нежным колоритом, ориент...
(ок. 1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону «Троица». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого ...
см. Рублёв Андрей.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Андрей Рублев

— иконописец ХV века, ученик Феофана Грека, Симеона Черного и Даниила Черного, ум. в 1427—30 годах. Сперва он был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен, как полагают, под алтарем соборного храма. В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами и изданном литографически Троице-Сергиевой лаврой в 1853 г., Андрей изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма икону Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврскою братиею. Наиболее крупные работы Андрея Рублева — живописные иконы и стенопись: в Спасо-Андрониковом монастыре, в церкви Благовещения н...

(ок. 1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все - рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону "Троица". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным из...
АНДРЕЙ РУБЛЁВ> (около 1360-70 - около 1430), живописец, крупнейший мастер московской школы. Произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425 - 27), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве (1420-е гг.). Андрею Рублеву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр. Канонизирован русской Православной Церковью.
прп. (ок.1360-ок.1430), рус. иконописец. Достоверных сведений о его жизни сохранилось немного. Он учился мастерству *иконописи в Москве, где и принял монашество в Спасо-Андрониковом м-ре (нач.15 в.). В 1405 принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского кремля (вместе с *Феофаном Греком и Прохором). В 1408 писал фрески в Успенском соборе г.Владимира (совместно с Даниилом Черным). С ним же А.Р. трудился в Троице-Сергиевом м-ре. В кон. 20-х 15 в. расписывал Спасский собор Андроникова м-ря. В этой обители А.Р. умер и погребен. Творчество А.Р. принадлежит тому периоду, когда на фоне ослабления Ордынского ига началось возрождение рус. национальной культуры. А.Р. придал иконописному жанру, пришедшему на Русь из Византии, новый, своеобразный характер. Суховатая торжественность и суровость визант. церк. искусства у А.Р. сменилась мягкими линиями и красками, просветленной углубленностью трактовок. Им написаны образы Христа Спасителя, Богородицы, апостолов, а также иконы на еванге...