Педагогический словарь

Астрономия

Астрономия(от греч. astron — звезда и nomos — закон), уч. предмет в школе, содержание к-рого составляют знания о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел и их систем.
Объясняя астрономич. явления законами природы, курс А., завершающий физ.-мат. образование учащихся ср. школы, содействует формированию мировоззрения учащихся, синтезирует в единую науч. картину мира знания, полученные школьниками при изучении др. уч. предметов естественнонауч. цикла.
В школах Др. Греции преподавание А. преследовало как общеобразовательные, так и практич. цели. В ср. века А. входила в состав квадривиума. В эпоху Возрождения интерес к изучению А. возрос в связи с развитием мореплавания, а также благодаря открытию Н. Коперником истинного положения Земли во Вселенной.
Наряду с разделами А., имеющими прикладное значение, в школах европ. стран 16—17 вв. изучались сведения о Земле и её положении во Вселенной, составляющие часть космографии. Я. А. Комен-ский и Ж. Ж. Руссо включали А. в число общеобразоват. предметов.
В России в 17 в. астрономич. знания, получаемые учащимися, были весьма ограниченны (фазы Луны для вычисления пасхалий, счёт времени, календарь). В учреждённой в 1701 Школе матем. и навигацких наук (Москва) началось систематич. преподавание А. как самостоят, уч. предмета. Основы практич. А. (примеры решения задач) содержались в «Арифметике» Л. Магницкого (1703).
Во 2-й пол. 18 в. в академич. гимназии А. под назв. «матем. география» входила в курс географии (наряду с физической и натуральной). Использовался учебник Г. В. Крафта (1739), первая глава к-рого содержала изложение систем мира Птолемея, Т. Браге и Коперника с соотствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, вращения и обращения Земли, а также основ сферич. А. Подобное содержание матем. география (А.) сохраняла в значит, мере неизменным ок. 100 лет.
По уставу нар. уч-щ 1786 астрономич. знания вошли в уч. лит-ру для нар. школы. Частично сведения по А. включались также в курс физики. Первые учебники по матем. географии и физике M. E. Головина изданы в 1787. В учебнике физики космографич. глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и истинного движения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к матем. географии...» (автор Головин) — первый задачник по А., содержавший ок. 50 задач, в основном практич. характера, решавшихся при помощи земного и небесного глобусов. Мн. задачи используются при изучении нач. курса А. и в совр. ср. и высш. школе.
В кон. 18 в. А. в виде метод, бесед вошла в уч. планы учительской семинарии, открытой в 1783 при Гл. нар. уч-ще (Петербург). К нач. 19 в. матем. география входила также в уч. планы духовных уч-щ, под таким же названием элементы сферич. и практич. А. включались в нач. курс географии в объёме, необходимом для понимания смены времён года, различия тепловых поясов и т. д. Ввиду сложности значит, части астрономич. понятий для учащихся мл. классов к сер. 19 в. в шк. преподавании А. отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе нач. обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника совр. курса природоведения.
Со 2-й пол. 19 в. в курсы матем. географии и физики ср. школы включались элементы небесной механики (законы Кеплера и всемирного тяготения), а позднее и астрофиз. сведения о природе небесных тел (в описат. плане). В кон. 19- нач. 20 вв. А. под названием «Космография» вошла в уч. план гимназий (1 ч в нед), реальных и коммерч. уч-щ (2 ч), кадетских корпусов. Преподавание велось по учебникам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д. Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Уч. астрономич. атласы 19 в. содержали схему Солнечной системы с указанием расстояний до планет, рисунки, поясняющие сравнит, размеры небесных тел, смену фаз Луны, обстоятельства солнечных и лунных затмений. Широкое распространение получили настенные таблицы по матем. географии Я. Ковальского и Н. Животов-ского (1880). В перечни наглядных пособий кроме глобусов входили теллурии, приборы для демонстрации видимого движения Солнца на разл. широтах, взаимного расположения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.
В нач. 20 в. в совершенствовании содержания астрономич. образования и создании новых программ по А. приняли участие Рус. астрономическое об-во (1890—1932), Рос. об-во любителей ми-роведения (1908—32), учёные-астрономы С. Н. Блажко, А. А. Иванов, П. К. Штернберг и др. Были изданы учебники для разл. типов ср. уч. заведений, сборник задач и упражнений
H. П. Каменыцикова, пособие по организации практич. работ и наблюдений Н. В. Платонова. Учебники К. Д. Покровского отличались чёткой метод, системой изложения традиц. разделов курса, включали задачи и упражнения, книги Каменьщикова содержали сведения по истории развития А., пособия С. П. Гла-зенапа удачно сочетали науч. строгость и доступность изложения при описании природы небесных тел, инструментов и методов астрономич. исследований. Эти книги, а также учебники С. В. Щербакова, И. В. Полака и др. позже использовались и в сов. школе. Вопросы совершенствования преподавания А., подготовки и переподготовки учителей были поставлены на Всерос. совещании преподавателей физики, химии и космографии (Москва, 1917).
В период становления сов. школы А. как самостоят, уч. предмет не преподавалась; соответствующий мат-л включался в курсы географии, физики и математики; на нач. ступени элементы А. входили в курс родиноведения. Значит, астрономич. материал содержали комплексные программы ГУС (с 1923—25), в к-рых отмечалось, что «все астрономич. темы проходятся методом наблюдения невооружённым глазом самими учащимися». Важную роль в становлении курса и развитии методов обучения А., в частности школьных астрономич. наблюдений, сыграли «Рабочие книги по астрономии» M. E. Набокова.
В 30-х гг. А. как самостоят, уч. предмет вошла в уч. планы ст. классов ср. школы (1 ч в нед). Нек-рые первонач. астрономич. сведения уч-ся получали в курсе физ. географии (2—4-й кл.), впоследствии в курсе природоведения. В 1935 был издан первый сов. стабильный учебник по астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова и Набокова в двух частях: общей и астрофизической. В учебнике 1947 (автор Воронцов-Вельяминов) была сделана попытка перенести вопросы сферич. А. в заключит, часть курса и начать его изложение с астрофизики. В последующих изданиях учебника была восстановлена традиц. последовательность изложения.
Наиб, существенные изменения были внесены в программу курса А. в 1970 в связи с переходом школ на новое содержание образования. Однако значение мн. фундам. открытий в науке (пульсары, квазары, реликтовое излучение и др.), заставивших по-новому взглянуть на строение и эволюцию Вселенной, было осознано уже после перехода школ на новые программы, что явилось предпосылкой дальнейшего их совершенствования. Особенно изменилась структура заключит, части курса: объединение вопросов космогонии и космологии в единую тему «Строение и эволюция Вселенной» позволило ликвидировать дублирование мат-ла, отказаться от малозначит. деталей и на более совр. уровне подойти к изложению осн. идеи курса — развитие Вселенной.
В 1980 создана базисная программа по А., в к-рой специально отобранный мат-л сгруппирован вокруг осн. идей совр. А. На её основе составляются функциональные программы для ср. школ, ср. проф.-тех. училищ и ср. спец. уч. заведений с учётом их специфики. В 1981 в программу для ср. школы включены новые разделы — «Межпредметные связи» и «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». В 1985 усовершенствована базисная программа и разработана программа по А. для ср. школы (1 ч в нед в выпускном кл.), включающая «Введение» и 6 тем: «Практич. основы А» (объясняет астрономич. явления, наблюдаемые невооружённым глазом), «Движение небесных тел», «Методы астрофиз. исследований», «Природа тел Солнечной системы», «Звёзды и Солнце», «Строение и эволюцич Вселенной». Заключит, лекция посвящена совр. достижениям и роли А.
В соответствии с этой программой был переработан стабильный учебник Б, А. Воронцова-Вельяминова (1987), а также изданы пробные учебники Е. П. Левитана (1985), А. В. Засова и Э. В. Кононовича (1986) и В. В. Пор-фирьева (1987).
В целях удовлетворения интереса учащихся ср. шк. возраста элементы А. включены в эксперим. интегральные курсы «Естествознание» (5—7-й кл.), «Физика и астрономия» (7—11-й кл.). В курсе естествознания даются первонач. представления о виде звёздного неба, о связи сезонных явлений с годичным движением Земли, природе нашей планеты, строении и составе Солнечной системы. В курсе «Физика и А.» с опорой на уже освоенные знания по физике последовательно рассматривается адаптированный для соотв. возраста материал след, тем: «Практич. основы А.» (8-й кл.), «Движение небесных тел» (9-й кл.), «Природа тел Солнечной системы» (10-й кл.). Две заключит, темы курса изучаются в 11-м кл.
Для углублённого изучения А. разработаны программы факультативных курсов: «Мироведение» (8-й кл.); «Основы космонавтики» (9-й кл.) и «Физика космоса» (10-й кл.); изданы пособия «Небесные светила — надёжные ориентиры» Е, А. Саркисян (1981), «Основы космонавтики» А. Д. Марленского (1975, 2 изд., 1985).


Методика преподавания астрономии. Первонач. метод, рекомендации по преподаванию А. в школе содержались в учебниках. В 1947 была издана «Методика преподавания астрономии в ср. школе» Набокова (2 изд., 1955), в 1960 вышла книга для учителей В. А. Шиша-кова.
Существенную помощь школе оказывают журн. «Физика в школе» (осн. в 1937), публикующий статьи, освещающие метод, проблемы преподавания А. в ср. школе, отделения Всес. астрономо-геодезич. об-ва при АН СССР (ВАГО, осн. в 1932). Издаваемый ВАГО журн. «Земля и Вселенная» (с 1965) публикует статьи, содержащие сведения, необходимые для самообразования учителя А. Изд-во «Просвещение» в б-ке «Мир знаний» издаёт науч.-популярную лит-ру по А.
Разработка методики преподавания А. в ср. школе оказала влияние на совершенствование астрономич. подготовки учителей. Были изданы учебники по А. для пед. ин-тов и ун-тов И. Ф. Полака (1930), П. И. Попова, К. Л. Баева, Р. В. Куницкого, Воронцова-Вельяминова (1940), «Сб. задач и упражнений по А.» Воронцова-Вельяминова (1939). В 1954 в программы пед. ин-тов введён курс «А. с методикой преподавания её в ср. школе». В 1964 в ряде ин-тов для повышения науч. уровня подготовки учителей А. была введена новая специальность «Физика и А.», уч. план к-рой включает расширенные курсы общей физики, А. и методчки её преподавания. В 1973 издана «Методика преподавания А. в ср. школе» (авторский коллектив под руководством Воронцова-Вельяминова, 2 изд., 1985).
При обучении А. важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономич. наблюдения, к-рые являются основой для определения геогр. координат, обеспечивают связь курса А. с курсом физ. географии. На уроках А. уч-ся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практич. применение «земнсе» физики в космич. масштабах. Успехи в изучении хим. состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космич. технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и А.
В обучении А. используются непо-средств. наблюдения учащихся, проводимые как под руководством учителя, так и самостоятельно, карты звёздного неба и Луны, «Атласы звёздного неба», модели небесной сферы, планетной системы, земные и лунные глобусы, таблицы, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты и кинофильмы. Важную роль в обеспечении наглядности обучения приобретают планетарии, в к-рых читается курс лекций по А. для учащихся ср. уч. заведений, сопровождаемый демонстрацией астрономич. явлений.
Уроки А. проводятся, как правило, в кабинетах физики. В ряде школ учителями совм. с учащимися созданы спец. кабинеты А., а также астрономич. площадки и обсерватории, к-рые используются как база для кружковой работы. Центрами внеклассной и внешк. работы по А. во мн. городах являются кружки при планетариях и др. внешк. учреждениях.
В большинстве заруб, стран А. в виде самостоят, уч. предмета, как правило, не преподаётся, её элементы включаются в курсы природоведения, географии, физики или математики. Число уч. часов, отводимых на изучение А., колеблется от 20 до 90. Наиб, перспективным считается включение астрономич. разделов в курс физики, поскольку это позволяет более основательно и глубоко изложить совр. вопросы астрофизики и космологии (природа и эволюция звёзд, развитие Вселенной).
Литиабоков M. E., Очерк истории преподавания астрономии в ср. школе в России и в СССР, в сб.: Ист.-астрономич. исследования, в. 1, М., 1955; Таблицы по астрономии, под ред. П. И. Попова, М., 19552; Левитан Е. П., Методика преподавания ^астрономии в ср. школе, М., 1965; Михайлов А. А., Звездный атлас, содержащий звезды до 8,25 величины, [Л., 19693]; его же, Атлас звездного неба, Л1980 *; Марленский А. Д., Уч. звездный атлас, M., 19703; Куликовский П. Г., Справочник любителя астрономии, М., 1971 *; Андрианов Н. К., Марленский А. Д., Шк. астрономич. обсерватория, М., 1977; и х ж е, Астрономич. наблюдения в школе, М., 1987; 3 и — гель Ф. Ю., Лунные горизонты, М., 1976; его же, Звездная азбука, М., 1981; Я х-н о Г. С., Наблюдения и практич. работы по астрономии в ср. школе, M., 19782; К л и — мишин И. А., Астрономия наших дней M., 19802; Шкловский И. С., Вселенная, жизнь, разум, М., 1987°; К о и о и о-вич Э. В., Солнце — дневная звезда, М., 1982; Да га ев M. M., Наблюдения звездного неба, М., 1983"; Комаров В. Н., Новая занимат. астрономия, M., 19832; Шк. астрономич. календарь, в. 1М., 1951 Энциклопедия, словарь юного астронома, М., 1980. Е. К. Страут
См. также `Астрономия` в других словарях
АСТРОНОМИЯ
АСТРОНОМИЯ, отрасль науки, существующая с древнейших времен, предметом которой является Вселенная и ее составляющие элементы, в том числе движение небесных тел относительно друг друга, их положение на небесной сфере, физическое и химическое строение, происхождение и протекающие на них процессы. К ней относятся небесная механика, АСТРОФИЗИКА, космология и астрометрия. В настоящее время волны всех частей ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО СПЕКТРА можно исследовать либо при помощи наземных приборов, либо (там, где не позволяют атмосферные условия) - посредством наблюдений и измерений, осуществляемых спутниками, космическими зондами и ракетами. История. Астрономия первоначально возникла из практической потребности расчета календаря, единицы которого определялись путем наб...
астрономия
астроно́мия,
астроно́мии,
астроно́мии,
астроно́мий,
астроно́мии,
астроно́миям,
астроно́мию,
астроно́мии,
астроно́мией,
астроно́миею,
астроно́миями,
астроно́мии,
астроно́миях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

астрономии, мн. нет, ж. (от греч. astron - звезда и nomos - закон). Наука о небесных телах.
(от греч. astron - светило, и nomos - закон). Наука о небесных телах.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч., от astron, звезда, и nomos, закон. Наука о небесных светилах.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
наука о небесных телах.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
наука о небесных телах: наблюдательная или эмпирическая (сферичес...
астрономия
(1 ж), Р., Д., Пр. астроно/мии

Орфографический словарь русского языка. 2006.

астрономия
АСТРОНО́МИЯ -и; ж. [греч. astron - звезда и nomos - закон]. Комплексная наука о строении и развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
АСТРОНОМИЯ, наука> о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Основные разделы астрономии: астрофизика (исследует физические явления, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве, а также химические процессы в них); звездная астрономия (рассматривает системы звезд, образующих нашу и другие галактики>); небесная механика> (изучает движения небесных тел, в том числе искусственных, под влиянием всемирного тяготения, а также фигуры равновесия небесных тел); астрометрия (занимается определением положений и движений небесных тел, изучением закономерностей вращения Земли и исчислением времени). Астрономия - древнейшая наука>, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение современной астрономии было связано с отказом от геоцентрической системы мира (Птолемей>, 2 в.) и заменой ее гелиоцентрической системой (Н. Копе...
Астрономия
         в Греции А. развив. в рамках философии, охватыв. все обл. знаний. Решающее значение на развитие греч. А. оказала вавилонская А. Влияние Египта было незначит. вследствие невысок. уровня развития егип. математики и А. Вавилонская А., явл. вспомогат. дисциплиной астрал. религии, изуч. движение небесных тел, представл. его «жизнью бога солнца, бога луны» и т.д. и достигала определ. науч. достижений. Уже ок. 1600 до н.э. эти наблюд. дали возможность понять идентич. вечерней и утренней звезды. Но только с 7 в. в вавилонской А. начали применяться математич. методы, в частн. для описания обнаруж. периодич. движения небесных тел. Астрономич. проблемами занимался Фалес. Предсказание им солнеч. затменения 28 мая 585 до н.э. основыв., вероятно, на использов. вавилонских св...
астрономия
астрон\'омия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

Астрономия

См. путь

История слов, 2010
астрономия
урания; астрология, астроанатомия, астрофизиология
Словарь русских синонимов
АСТРОНОМИЯ
АСТРОНО́МИЯ
(греч. ἀστρονομία, от ἄστρον – звезда и νόμος – закон) – наука о строении и развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом. В А. изучаются закономерности в движении, строении и развитии Солнца, планет со спутниками, комет, метеоритов, звезд, туманностей, вещества между звездами, а также полей тяготения, излучения и магнитных полей. А. решает вопросы измерения времени и построения календаря, изучает строение и поведение вещества в самых разнообразных условиях, исследует влияние Солнца на сложные физич. процессы на Земле. Методы А. примен...
астрономия
астроно́мия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

1. Одна из семи свободных наук.
2. Чему покровительствовала муза Урания?
3. Наука о небесных телах.
Астрономия
(от лат. astron — звезда и греч. nomos — закон) — наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Является древнейшей из естественных наук, возникшей из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на земной и морской поверхности и т. д.). Основные достижения астрономии связаны с именами Птолемея, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Лапласа, Эйнштейна, Фридмана, Хаббла, Га-мова. Крупнейшим достижением в XX веке стала релятивистская космология — теория эволюции Вселенной в целом.
Начала современного естествознания. Тезаурус....
Астрономия
(от астро... и греч. nomos — закон), наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов. Астрономия — древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение современной астрономии было связано с отказом от геоцентрической системы мира (Птолемей, 2 в.) и заменой ее гелиоцентрической системой (Н. Коперник, сер. 16 в.), с началом телескопических исследований небесных тел (Г. Галилей, нач. 17 в.) и открытием закона всемирн...
АСТРОНОМИЯ

(греч. astronomia, от astron - звезда и nomos - закон) наука о строении и развитии космич. тел, их систем и Вселенной в целом. А. включает разделы: астрометрию, астрофизику, радиоастрономию, звёздную астрономию, небесную механику, космологию и др. А. также изучает и разрабатывает способы использования наблюдений небесных тел для практич. нужд (служба времени, определение геогр. координат и азимутов на земной поверхности, ориентация ИСЗ и межпланетных станций по звёздам и т. п.).

Большой энциклопедический политехнический словарь 2004
-и, ж. Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. II прил. астрономический, -ая, -ое. Астрономическая единица (расстояние от Земли до Солнца). Астрономическое число (перен.: чрезвычайно большое).
АСТРОНОМИЯ (от астро... и греч. nomos - закон) - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов. Астрономия - древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение современной астрономии было связано с отказом от геоцентрической системы мира (Птолемей, 2 в.) и заменой ее гелиоцентрической системой (Н. Коперник, сер. 16 в.), с началом телескопических исследований небесных тел (Г. Галилей, нач. 17 в.) и открытием закона всемирного тяготения (И. Ньютон, кон. 17 в.). 18-19 вв. были для астрономии периодом накопления данных о Солнечной системе, Галактике и физической природе звезд, Солнца, планет и других космических тел. В 20 в. в с...
астрономия астроно́мия из лат. astronomia, греч. ἀστρονομία. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
АСТРОНОМИЯ

(от астро... и греч. nomos - закон), наука о строении и развитии космич. тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Включает сферич. А., практич. А., астрофизику, небесную механику, звёздную А., внегалак-тич. А., космогонию, космологию и ряд др. разделов. А.- древнейшая наука, возникшая из практич. потребностей общества (предсказание сезонных явлений, счёт времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение совр. А. было связано с отказом от геоцентрич. системы мира (Птолемей, 2 в.) и заменой её гелиоцентрич. системой (Н. Коперник, сер. 16 в.), с началом телескопич. иссл. небесных тел (Г. Галилей, нач. 17 в.) и открытием закона всемирного тяготения (И. Ньютон, кон. 17 в.). 18-19 вв. были для А. периодом накопления данных о Солнечной системе, Галактике...

Астрономия
(от греческих слов άστρον, светило, и νόμος, закон) — наука о небесных светилах. В обширном значении этого слова А. включает в себе исследование всего того, что можно знать о небесных светилах: солнце, луне, планетах, кометах, падающих звездах, неподвижных звездах, туманностях неба. Но в настоящее время обыкновенно в А. в собственном смысле включают только изучение законов движения небесных тел, между тем как вопросы, касающиеся строения или состава их, выделяются в особую область астрофизики (см. это сл.). Таким образом, А. можно определить как геометрию, кинематику неба. Эту обширную науку делят обыкновенно на следующие части: общею, или описательною А., иначе космографией, называют описание неба, отдельных светил, видимых на нем, и их движений. Сфериче...
Астрономия I Астроно́мия (греч. astronomía, от Астро... и nómos — закон)
наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом.
Задачи и разделы астрономии. А. исследует тела Солнечной системы, звёзды, галактические туманности, межзвёздное вещество, нашу Галактику (систему Млечного Пути), другие галактики, их распределение в пространстве, движение, физическую природу, взаимодействие, происхождение и развитие. А. изучает и разрабатывает способы использования наблюдений небесных тел для практических нужд человечества. Таковы служба времени, определение географических координат и азимутов на земной поверхности, изучение фигуры Земли по наблюдениям искусственных спутн...
ж. 1) Комплексная научная дисциплина, изучающая строение и развитие космических тел, их систем и Вселенной в целом. 2) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. 3) разг. Учебник, излагающий содержание данного предмета.
астрономия
, ж.
Наука о небесных телах и системах небесных тел, их происхождении, строении, развитии, законах движения, химическом составе.
[греч. ’αστρονομία]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
астрономия
АСТРОНОМИ|˫А (2*), -Ѣ (-˫А) с. ἀστρονομία Учение о звездах:

астрономию(ж) первѣѥ ѡбрѣтъше глю(т)сѩ Вавилонѩне Зороастра ради, ѡ(т) негоже втории пре˫аша. (τὴν... ἀστρονομίαν) ΓΑ XIIIXIV, 44г; Ни волшьска˫а требна˫а проповѣдь [так!] пропорна. и халдѣиска˫а астрономи˫а. и родочтеньѥ. нб҃сьскы(х) шествие(м) ключаѥмо наше. иже ни сами себе аще когда су(т) или буду(т) не могу(т) вѣд...

Астрономия
Название науки о звездах пришло к нам из греческого языка. Смысл первой части этого слова мы узнали, познакомившись со словом , a nomos по-гречески – "закон". Таким образом, астрономией теперь называют науку, занимающуюся изучением Вселенной вообще и звезд в частности.