Педагогический словарь

Авторитет

Авторитет(нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.
Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошк. детстве гл. воспитателями ребёнка являются родители. Осн. задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребёнком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребёнка в качестве А. и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями. На этом этапе личностного развития ребёнка «... самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (М акаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).
Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны мл. члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата. Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребёнка в подростковом, а порой уже в младшем шк. возрасте. Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребёнок в меру своих сил стал настоящим партнёром взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в значит, мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребёнку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребёнку, доброжелательность, справедливость выступают как наиб, важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитат. влияния взрослых членов семьи на ребёнка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А. взрослого.
Поступление ребёнка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю. Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность уч.-воспитат. коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделён в глазах учащихся устойчивым А. Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убеждённость в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внеш. благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.
Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творч. деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти А. личности, т.е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.
Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преим. на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учёбе, к безволию и бездумному повиновению. А. власти, не подкреплённый А. личности, ока: зывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного А. — «А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т. п. — подлинный А. личности педагога.
А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.
Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей. Для учащихся младшего шк. возраста А. учителя, как правило, основан на А. его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признаётся право на принятие от-ветств. решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т.е. перенос А. в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.
Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признаётся право принимать ответств. решения. В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.
В старшем шк. возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у ст. школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своём предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенч. молодёжи А. пользуются высококвалифициров. педагоги, к-рые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.
От того, насколько в глазах учащихся авторитетны конкретные педагоги и весь пед. коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы уч. заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению А. педагогов. Лит.: Уши некий К. Д., Три элемента школы, Избр. пед. соч., т. 1, Ми974; Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед. соч., М., 1986; Макаренко А. С., О родительском авторитете, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Тетровского, М., 1987; Кондратьев М. Ю., Слагаемые авторитета, М., 1988.
М. Ю. Кондратьев, Л. А. Левшин.
См. также `Авторитет` в других словарях
авторитет
признание (общества)
быть компетентным
авторитет - вес чьего-л. голоса; признание окружающими высоких деловых качеств кого - л;
повседневное признание роли кого-л. в некоторой сфере деятельности;
общепризнанное влияние в к. л. сфере деятельности, которым пользуется кто-л.
в силу своих достоинств
(# фирмы. высокий #. непререкаемый #. дутый #. он - признанный # в этой области.
он пользуется большим авторитетом у них. завоевать #. приобрести #).
считаться [крупнейшим] авторитетом в области чего.
авторитетный.
чье-л. слово - закон.
...
авторитет
• абсолютный авторитет
• безграничный авторитет
• большой авторитет
• высокий авторитет
• исключительный авторитет
• крупный авторитет
• непогрешимый авторитет
• непоколебимый авторитет
• непререкаемый авторитет
• огромный авторитет
• подлинный авторитет
Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени 2011
Авторитет
При положительной оценке.
Безграничный, большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исключительный, незыблемый, неколебимый, неограниченный, неопровержимый, неоспоримый, непогрешимый, непоколебимый, непреложный, непререкаемый, общепризнанный, огромный, оправданный, признанный, прочный, святой (устар.), солидный, устойчивый, хороший.
При отрицательной оценке.
Грошовый (разг.), дешевый (разг.), дутый (разг.), липовый (простореч.), невысокий, неоправданный, низкий, подмоченный (разг.), подорванный, пошатнувшийся, сомнительный, шаткий. Голый, докторальный, огненный.
авторитет
(2 м); мн. авторите/ты, Р. авторите/тов

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Авторитет нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas - власть, влияние А. Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма осуществления власти путем признания ее необходимости большинством лиц, на которых распространяется ее действие.
авторитет
, м.
1.
Общепризнанное значение, влияние.
Пользоваться авторитетом.
Петренко любил удивить командиров рот и бойцов своей выносливостью и постоянной бдительностью, полагая, вполне резонно, что эти качества укрепляют авторитет командира в глазах подчиненных. Овечкин, С фронтовым приветом.
2.
Лицо, пользующееся признанием, влиянием.
— Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Тургенев, Отцы и дети.
авторитет
Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток.

Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток. .

См. достоинство, знаток, значение, ученый...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
авторитет
АВТОРИТЕТ а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28.
2. фр., нем. Autorität. Лицо, пользующееся признанным влиянием. Сл. 18. <Больший брат Роберт, человек весьма добрый и острого ума, и по своему авторитету в парламенте. 1738. Кантемир Депеши. // 1868 2 102. Эти маленькие своевольства нашего Авкторитета <Ф. Туманского> - давно заслуживают быть освистанн...
авторитет авторите́т впервые в 1718 г.; см. Христиани 23; по-видимому, из нем. Autorität, лат. auctoritas. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
1. Уважаемый бандит.
2. Первую половину своей жизни мы работаем на него, вторую он работает на нас.
3. В Древнем Риме это слово означало основателя, создателя, человека, обладающего негласной властью, а сейчас это слово достаточно тесно связано и с преступным миром.
4. Общее признание, уважение.
5. Влиятельная личность.
6. Криминальный руководитель.
7. Человек, пользующийся уважением у окружающих.
Авторитет
(от лат. auctoritas власть, влияние) - в зависимости от контекста:
1) человек, мнение которого пользуется широким признанием (например: "В.В. Бунак был очень авторитетным ученым");
2) общепризнанное значение, влияние ("его авторитет высок").
Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь 2011
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas - власть - влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти.
авторитет Заимств. через польское посредство из нем. яз. в Петровскую эпоху. Нем. Autorität передает лат. auctoritas «власть, сила». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
- влияние, которым лидер пользуется в силу определенных качеств или обстоятельств. (Д.В. Ольшанский, с.161)
значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д. Особо устойчивые и часто упоминаемые А. обычно именуются "классикой". А. принадлежит определенной человеческой личности, но А. личности имеет своим последним основанием не подчинение и отречение от разума, а осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждения. "Авторитет покоится на признании и, значит, на некоем действии самого разума, который, сознавая свои границы, считает других более сведущими. К слепому повиновению приказам этот правильно понятый смысл авторитета не имеет вообще никакого отношения. Более того, авторитет непосредственно не имеет ничего общего с повиновением, он связан прежде всего с познанием" (Х.Г. Гадамер). Признание А. всегда связано с допущением, что его суждения не носят неразумно-произвольного...
м. 1) Общепризнанное значение, влияние чье-л., кого-л., чего-л. 2) Тот, кто пользуется общим признанием, к кому относятся с доверием, с уважением.
АВТОРИТЕТ
АВТОРИТЕТ
— значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д. Особо устойчивые и часто упоминаемые А. обычно именуются «классикой».
А. принадлежит определенной человеческой личности, но А. личности имеет своим последним основанием не подчинение и отречение от разума, а осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждения. «Авто...
авторитета, м. (от латин. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый - авторитет в своей области.
авторите́т
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего/кого? авторите́та, чему/кому? авторите́ту, (вижу) что? авторите́т, чем/кем? авторите́том, о чём/ком? об авторите́те; мн. что/кто? авторите́ты, (нет) чего/кого? авторите́тов, чему/кому? авторите́там, (вижу) что? авторите́ты, чем/кем? авторите́тами, о чём/ком? об авторите́тах
1. Авторитет — это такое качество человека, когда его очень уважают окружающи...
авторитет
АВТОРИТЕ́Т -а; м. [нем. Autorität из лат.].
1. Общепризнанное значение, влияние. Иметь а. Пользоваться авторитетом. Завоевать, укрепить, потерять а. Большой, заслуженный, дутый, дешёвый а. А. учёного, государства. Подрыв авторитета.
2. Лицо, пользующееся признанием, влиянием. Мнение авторитетов. Склоняться перед авторитетами. Быть авторитетом для кого-л. Признанный, непререкаемый а. в области самолётостроения.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт
Авторитет
(нем. Autorimt, от лат. autoritas — власть, влияние, сила, достоинство)
   1) влияние, к-рым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании ихопыта, знаний, др. качеств;
   2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях; 3) в криминалистике преступник, заслуживающий безусловного доверия др. преступников, признанный главарь преступной группы (жаргон). В местах заключения в этом качестве обычно выступают «воры в законе».
Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI Авторитет`Толково-фразеологический словарь Михельсона`
(иноск.) - известный человек, свидетельство или мнение которого принимается слепо на веру, а также (придаваемое значение) доверие ко мнению кого-либо
Ср. Я говорил Фустову как наставник, как старший брат... какое-то чувство превосходства над Фустовым внезапно проявилось во мне... но мой авторитет, очевидно, не действовал на него...
Тургенев. Несчастная. 22.
Ср. Autorité (власть, сила) - авторитет.
Ср. Auctoritas (augere, умножить, увеличить) - величина, значение; мнение известных ученых (авторов).
см. качество, а не количество.
авторитет
Немецкое – Autoritat.
Латинское – auctoritas (влияние, власть).
В русском языке слово «авторитет» стало известным с начала XVIII в., а широко употребительным – с начала XIX. Первоначально оно использовалось в форме «ауторитет», которая указывает на европейское заимствование, скорее всего – через немецкое посредство.
Слово восходит к латинскому auctoritas от auctoritaris – «суждение», «совет» и позже – «влияние, власть». Латинское auctoritas – образование от auctor – «автор, творец» < augeo – «увеличиваю, обогащаю».
Из латинского слово распространилось во многие европейские языки: французский (autorite), итальянский (autorita), немецкий (autoritat).
Родственными являются:
Авторитет
(лат.) — в обширном смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в тесном — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. В науке авторитетами называются люди, которых известность по своей части так прочна, что она служит ручательством истины и непреложности высказанного ими мнения. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая именно бывает основана на доверии нашем к мнению или знанию другого лица.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон Авторитет`Юридический словарь`
нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas - власть, влияние А. Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма осуществления власти путем признания ее необходимости большинством лиц, на которых распространяется ее действие.
Авторитет
(от лат. auctoritas — право, власть) — общепризнанная значимость определенного лица, обществ. института или к.-л. текста, основанная на нравственных достоинствах, знаниях и т.п. Обычно различают эпистемический А. (А. знатока) и деонтический А. (А. начальника). Первый касается знаний, второй — действий. «В первом случае некто является для меня А., когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду... Некто является для меня деонтическим А., когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания» (Ю.М. Бохеньский, Сто суеверий). В богословии понятие А. рассматривается в связи с проблемой спасения и относится прежде всего к Богу, явившему Свою волю в Откровении и засвидетельствовавше...
АВТОРИТЕТ (немецкое Autoritat, от латинского auctoritas - власть>, влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
-а, м. 1. Общепризнанное значение, влияние, общее уважение. А. учёного. Пользоваться авторитетом. Завоевать о. Уронить свой а. (потерять). 2. Лицо, пользующееся влиянием, признанием. Крупный а. в науке. Верить авторитетам.
Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — власть, влияние)
в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д.); в более узком значении — одна из форм осуществления власти. Часто говорят об А. закона, какого-либо правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на которых распространяется их действие.
А. выражается в способности лица или группы лиц (носители А.) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование А. связано с ограниченностью возможностей че...
АВТОРИТЕТ
Заработать авторитет. Жарг. мол. Шутл. Отрастить большой живот. Максимов, 11.
Сбить авторитет [кому]. Пск. Испортить дело, помешать кому-л. в чём-л. ПОС 1, 50.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas - власть, влияние

А. Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности.

Б. Форма осуществления власти путем признания ее необходимости большинством лиц, на которых распространяется ее действие.
(фр. autorite, от лат. auctoritas - власть). 1) мнение знающего человека, принимаемое на слово. 2) почет, сила и особенное влияние, которым пользуются могущество, мудрость, знание, добродетель.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
1) безусловное значение, почет, котор. пользуется кто-либо в силу доверия к нему, своих заслуг, материальной силы, исторических, общественных и других условий; 2) самое лицо, учреждение, пользующееся, таким чрезвычайным доверием.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
почет и уважение, которыми пользуется то или другое лицо или учреждение в силу своих заслуг, социального ...
- влияние, которым лидер пользуется в силу определенных качеств или обстоятельств. (Д.В. Ольшанский, с.161)
- англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение, влияние лица или организации в различных сферах обществ, жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. 2. Форма власти, опирающаяся на престиж и другие положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть, трактуемая как естественная и уполномоченная. В более широком понимании - форма власти, основанная на принятой членами общества системе правовых норм и об-ществ.-экон. институтов. По М. Веберу - выделяются три вида А., отождествляемого с формой власти: А. - легальный, традиционный, харизматический. См. ГОСПОДСТВО.
Авторитет
(от лат. auctoritas власть, влияние)
в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам ...
АВТОРИТЕТ
- англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение, влияние лица или организации в различных сферах обществ, жизни, основанное на знаниях,нравственных достоинствах, опыте. 2. Форма власти, опирающаяся на престиж и другие положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть, трактуемая как естественная и уполномоченная. В более широком понимании - форма власти, основанная на принятой членами общества системе правовых норм и об-ществ.-экон. институтов. По М. Вебе-ру - выделяются три вида А., отождествляемого с формой власти: А. - легальный, традиционный, харизматический. см. ГОСПОДСТВО.

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas - власть, влияние) - значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А.