Философский словарь

Автор

Автор— парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos — сам); характерна для культурных традиций определенного типа, а именно: с выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. augere — расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца — начиная с античности, — в силу акцентирования в ней субъектной составляющей деятельности в целом и фокусировки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" — до современного английского "it is raining", — в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хмарыцца" (бел.), "ploae" (молд.) и т.п.]. На уровне концептуальных культурных образований данная установка проявляется в особом типе структурирования философских моделей мироздания, предполагающих фиксацию изначального субъекта — инициатора и устроителя космогенеза, трактуемого в данном случае в качестве целенаправленного процесса деятельности данного субъекта (см. Античная философия), — даже при условии очевидной эволюционистской ориентации концепций: от известной критики Платона в адрес Анаксагора по поводу недостаточной амортизации введенного им концепта "нус" — до парадигмальных установок деизма. Дифференцируясь в различных исторических типах культур, А. может обретать статус субъекта присвоения определенного продукта (феномен авторского права) или объекта инкриминирования определенной (сопряженной с последствиями функционирования этого продукта в социальном контексте) вины: ср. двойную семантику англ. author — как "творец" и как "виновник". В традициях, опирающихся на мощную социальную мифологию (от христианизированной средневековой Европы до тоталитарных режимов 20 в.), фигура А. обретает особый статус, выступая гарантом концептуальной и социальной адаптивности идеи. В качестве философской — проблема А. конституируется уже в поздней античности (в неоплатонизме) — как проблема идентификации письменных текстов: прежде всего, гомеровских и текстов Платона. Значительное развитие получает в рамках христианской экзегетики, где разрабатывается каноническая система правил авторской идентификации текста, ос- нованная на таких критериях, как: качественное (в оценочном смысле) и стилевое соответствие идентифицируемого текста с уже идентифицированными текстами определенного А.; доктринальное непротиворечие этого текста общей концепции А., которому приписывается данный текст; темпоральное совпадение возможного хронологического отрезка написания данного текста, определяемого как содержательно (по упоминаемым в тексте реалиям), так и формально (по показателям языкового характера), с периодом жизни субъекта адресации данного текста (Иероним). В рамках герменевтической традиции А. обретает статус ключевой семантической фигуры в процессе интерпретации текста: понимание последнего полагается возможным именно (и лишь) посредством реконструирования исходного авторского замысла, т.е. воспроизведения в индивидуальном опыте интерпретатора фундирующих этот замысел фигур личностно-психологического и социокультурного опыта А., а также сопряженных с ним смыслов. В ходе разворачивания традиции философской герменевтики данная установка эволюционирует — в режиме crescendo — от выделения специального "психологического аспекта интерпретации" в концепции Дильтея — до обоснования "биографического анализа" как тотально исчерпывающей методологии интерпретации у Г.Миша. Философская традиция аналитики текстовых практик (рассказов) эксплицитно фиксирует особый статус А. как средоточия смысла и, что было оценено в качестве фактора первостепенной важности, носителя знания о предстоящем финале истории (см. Нарратив). По последнему критерию А. радикально отличается от другого выделяемого в контексте нарратива субъекта — его "героя", который, находясь в центре событий, тем не менее, лишен знания тенденции их развития и представлений о перспективах ее завершения (Бахтин о выраженном в приеме непрямой речи различии А. и персонажа в случае ведения повествования от первого лица; Аренд о фигуре хора в греческой трагедии как выражающего позицию А. как содержательно объективированную, — в отличие от позиций персонажей как выражающих субъективную идентификацию; Ингарден о деятельности историка как авторского "внесения фабулы" в историческое повествование; Ф.Кермоуд о фундаментальном для наррации "смысле завершения" и т.п. — ср. с платоновским сравнением не видящего конца своего пути человека с марионеткой в руках всевидящих богов, играющих с ним и по своему усмотрению моделирующих финал игры). Сопряжение с фигурой А. такой функции, как предвидение финала, проявляется в различных областях европейской культуры — как в очевидно телеологически артикули- рованных (христианская идея Провидения), так и предельно далеких от телеологии (например, идея А.Смита о "невидимой руке", ведущей меновой рынок к определенному состоянию). В философии постмодернизма понятие "А." переосмыслено в плане смещения акцента с индивидуально-личностных и социально-психологических аспектов его содержания — на аспекты дискурсивно-текстологические. В границах такого подхода имя А. обретает совершенно особый статус: при сохранении всех параметров индивидуализации (ибо имя А. сохраняет все характеристики имени собственного), имя А., тем не менее, не совпадает ни с дескрипцией, ни с десигнацией (ибо сопрягает имя собственное не столько с персоной, сколько с адресуемым этой персоне текстовым массивом, помещая в фокус внимания не биографию индивида, а способ бытия текстов). Более того, А., с этой точки зрения, отнюдь не тождественен субъекту, написавшему или даже непосредственно подписавшему тот или иной текст, т.е. фигура А. может быть атрибутирована далеко не любому тексту (например, деловой контракт, товарный реестр или запись о назначенной встрече) и — более того — не любому произведению (ибо само понятие произведения подвергается в постмодернизме не только проблематизации, связанной со сложностью определения и выделения произведения как такового в массиве текстового наследия того или иного А., но и радикальной критике). В данном контексте фигура А. мыслится постмодернизмом как не фиксируемая в спонтанной атрибуции текстов некоему создавшему их субъекту, но требующая для своего конституирования особой процедуры (экзегетической по своей природе и компаративной по своим механизмам), предполагающей анализ текстов в качестве своего рода дискурсивных практик. А., таким образом, понимается "не как говорящий индивид, который произнес или написал текст, но как принцип группировки дискурсов, как единство и источник их значений, как центр их связности" (Фуко). Или, иначе, "автор — это принцип некоторого единства письма", и фигура А. "характерна для способа существования, обращения и функционирования дискурсов внутри того или иного общества" (Фуко). Центральными функциями А., понятого подобным образом, выступают для постмодернизма: 1) классификация (разграничения и группировки) текстов, 2) установление отношений (соотношений) между текстовыми массивами, 3) выявление посредством этого определенных способов бытия дискурса. (По оценке Фуко, "Гермеса Трисмегиста не существовало, Гиппократа тоже — в том смысле, в котором можно было бы сказать о Бальзаке, что он существовал, но то, что ряд текстов поставлен под одно имя, означает, что между ними устанавливаемо отношение гомогенности или преемственности, устанавливаема аутентичность одних текстов через другие, или отношение взаимного разъяснения, или сопутствующего употребления".) Постмодернизм выделяет А. двух типов, дифференцируя А., погруженного в определенную дискурсивную традицию, с одной стороны, и А., находящегося в так называемой "транс-дискурсивной позиции", — с другой. Последний характеризуется тем, что не только выступает создателем своих текстов, но и инспирирует возникновение текстов других А., т.е. является зачинателем определенного (нового по отношению к наличным) типа дискурсивности. Фуко называет такого А. — istraurateur (учредитель, установитель) — в отличие от fondateur (основателя), т.е. основоположника традиции дисциплинарного знания, предполагающей — на всем протяжении своего развития — сохранение доктринальной идентичности. Istraurateur же не только создает своим творчеством возможность и парадигмальные правила образования других текстов строго в границах конституируемого типа дискурса, но и открывает простор для формирования текстов принципиально иных, отличных от произведенных им и могущих входить с последними в концептуальные противоречия, но, однако, сохраняющих релевантность по отношению к исходному типу дискурса. В качестве примера А. подобного типа Фуко называет Фрейда и Маркса, ибо, по его оценке, в рамках традиций как психоанализа, так и марксизма имеет место не просто игра по сформулированным их основоположниками правилам, но "игра истины" в полном смысле этого слова, предполагающая — при радикальной трансформации исходных содержательных оснований — регулярное "переоткрытие А.", "возврат" к его дискурсу, осуществляющийся "в своего рода загадочной стыковке произведений и А." (Фуко). Наряду с подобным переосмыслением, фигура А. в контексте философии постмодернизма подвергается также радикальной критике. В рамках парадигмальных установок постмодернизма фигура А. воспринимается сугубо негативно, а именно: как референт внетекстового (онтологически заданного) источника смысла и содержания письма, как парафраз фигуры Отца в его классической психоаналитической артикуляции (см. Анти-Эдип), как символ и персонификация авторитета, предполагающего наличие избранного дискурса легитимации и не допускающего варьирования метанаррации, а также как средоточие и метка власти в ее как метафизическом, так и непосредственно социально-политическом понимании. — Таким образом фигура А. фактически оказывается символом именно тех парадигмальных установок философской классики и модернизма, которые выступают для философии эпохи постмодерна предметом эли- минирующей критики, что находит свое разрешение в артикулируемой постмодернизмом концепции "смерти А." (см. также "Смерть субъекта").

М.А. Можейко
См. также `Автор` в других словарях
парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos - сам); характерна для культурных традиций определенного типа, а именно: с выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. augere - расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъектной составляющей деятельности в целом и фокусировки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком формуле так называемого \'примысленного субъекта\' в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого \'Зевс дождит\' - до современного английского \'it is raining\', - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных \'дождит\' (русск.), \'хмарыцца\' (б...
автор
АВТОР, -а, м. Человек, пользующийся авторитетом.

Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. . 2002.

1. Создатель художественного, научного произведения.
2. Господин сочинитель.
3. Кто продает права на произведение?
4. Чьё имя на обложке книги?
5. Если вы знаете как по-латински «увеличивающий», то назовете «литературный» титул, которым награждались римские военачальники, кто своими завоеваниями увеличил границы государства.
6. Клиент издательства.
7. Как известно, Бог - он ещё и Создатель, он создал все, что есть, а как назвали бы такого Бога - Создателя Римляне?
8. Человек, который героя подвергает всяким опасностям, испытаниям и лишениям, для того, чтобы в конце концов женить или укокошить.
9. Создатель, которому полагается гонорар.
10. «Патентованный» изобретатель.
11. Изготовитель собственного произведения.
12. Создатель.
13. Жертва плагиатора.
14. Творец книги.
15. Создатель литературного произведения.
м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.
парадигмальная фигура отнесения ре-зультатов той или иной (прежде всего творческой) дея-тельности с определенным (индивидуальным или кол-лективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. autos - сам); характерна для культурных тради- ций определенного типа, а именно: с выраженной до-минантой ориентации на инновации (лат. augere - рас-ти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъект-ной составляющей деятельности в целом и фокусиров-ки внимания на активности целеполагающего субъекта в частности. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемой обыденным языком фор-муле так называемого "примысленного субъекта" в грамматических конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса [в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" - до современного английского "it is raining", - в отличие от семантически изоморфных, но структурно принципиально иных "дождит" (русск.), "хм...
Автор
(лат.) в тесном смысле — сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому говорят, напр., о классических авторах. В обширном смысле А. называется творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощенного искусством, воспроизведение и распространение которого постороннему лицу возбраняется. Авторское право называлось прежде не вполне точно умственной собственностью (proprieté d\' intelligence); в Германии императорским законом 11 июня 1870 г. этой собственности присвоено название Urheberrecht. В России этому понятию соответствует литературная собственность (см. это сл.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб...
а́втор
сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) кого? а́втора, кому? а́втору, (вижу) кого? а́втора, кем? а́втором, о ком? об а́вторе; мн. кто? а́вторы, (нет) кого? а́второв, кому? а́вторам, (вижу) кого? а́второв, кем? а́вторами, о ком? об а́вторах
1. Автор какого-либо художественного произведения, научного труда, изобретения и т. д. — это тот человек, который их создал.

Автор ...

автор Заимств. из польск. яз. в начале XVIII в. Польск. autor «создатель, творец» восходит к лат. autor (< auctor), суф. производному от augeo «умножаю, содействую росту». Первоначальное значение, по мнению некоторых ученых, — «меценат, покровитель», затем — «тот, кому покровительствуют». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
(иноск.) - виновник, зачинщик (сочинитель)
Ср. Autor (augeo, auctum - ращу, увеличиваю) - автор.
Ср. αПЌОѕП‰, прибавляю, увеличиваю.
АВТОР
лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки, литературы или искусства. Такое произведение охраняется авторским правом.
А. аудиовизуальных произведений определяются на основе особых правил. Право авторства возникает автоматически; оно не требует какого-либо признания, регистрации. Право авторства существует не только на опубликованные произведения - оно действует и в отношении неопубликованных произведений.
Энциклопедия юриста 2005
Лицо, создавшее произведение науки, литературы или искусства.
автор
Немецкое – Autor.
Французское – auteur.
Английское – author.
Латинское – auctor (творец, автор сочинения).
Слово «автор» известно и широко употребляется в русском языке с конца XVII в. Так называют творца, сочинителя, создателя литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т.д.
В русском языке слово автор появилось благодаря заимствованию из немецкого через польский и восходит к латинскому auctor – «творец, виновник, автор сочинения» от глагола augeo – «умножаю».
Родственными являются:
Словенское – avtor.
Украинское – автор.
Чешское – autor.
Производное:
-a, м. Создатель какого-н. произведения. А. проекта. А. романа. II ж. авто-рша, -и (прост.). II прил. авторский, -ая, -ое.
автора, м. (от латин. autor). Творец чего-н., составитель, создатель какого-н. научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Пушкин - автор "Евгения Онегина". Симфония будет исполнена под управлением автора. Автор спектакля (режиссер, поставивший данный спектакль; нов.). || Писатель, литератор. Классические авторы.
— физическое лицо, творческим трудом которого создано, произведение.
автор
I.
АВТОР I а, м. auteur m. < , лат. auctor. 1. Зачинатель, основатель. Это заведение <больница> весьма хорошо и делает великую честь той, кот<орая> была автором онаго. 1817. Н. Тургенев Дн. 21.
2. Сочинитель книги, документа, музыкального произведения и т. п. Физическое мое воспитание сходствовало с системою Руссо, хотя бабка моя не только не читала сего автора, но едва ли знала хорошо российскую грамоту. Энгельгардт Зап. 3. - Норм. АВТОР Показательно, вместе тем, ч...
автор
- (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:
1) биографический А., писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837);
2) А. - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
3) А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
4) Автор`Толковый словарь Ефремовой`
м. Создатель какого-л. произведения (литературно-художественного, музыкального, научного и т.п.), проекта, изобретения.
в соответствии с законодательством РФ об авторском праве - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. А. в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
АВТОР
в соответствии с законодательством РФ об авторском праве - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. А. в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Энциклопедический словарь экономики и права 2005
Автор
[лат. au(c)tor], создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Автор
Заимствовано в XVII в. из польского, где autor ("создатель, творец") восходит к латинскому autor с таким же значением.
лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки, литературы или искусства. Такое произведение охраняется авторским правом. А. аудиовизуальных произведений определяются на основе особых правил. Право авторства возникает автоматически; оно не требует какого-либо признания, регистрации. Право авторства существует не только на опубликованные произведения - оно действует и в отношении неопубликованных произведений. А. может быть как дееспособное, так и недееспособное лицо. Однако лица, не достигшие 14-летнего возраста, осуществляют свои права авторов через своих родителей или других законных представителей. По достижении 14 лет несовершеннолетние сами осуществляют свои авторские права. Признание гражданина полностью недееспособным не исключает его право авторства. Если два или большее число авторов создали одно произведение, то все они считаются соавторами (см. Соавторство). В зависимости от вида созданного произведения А. может называться: инсценировщик, композитор, п...
автор
создатель
творение
авторство - принадлежность произведения автору.
автор - создатель произведения.
авторизовать. авторизованный.
соавтор.
аноним. анонимный (# автор).
анонимка. | неподписанный.
псевдоним - условная фамилия, под которой выступают перед публикой.
астроним.
автоним - подлинное имя автора или артиста, выступающего под псевдонимом.
аллоним.
эпоним.
безымянный.
апокриф. апокрифический.
выйти из - под пера [кисти. резца] кого.
принадлежать перу [кисти]...
(от лат. auctor - творец или от греч. autos - сам). Творец какого-нибудь художественного, литературного или научного произведения.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
или от лат. auctor, или от греч. autos, сам. Пишущий книги, писатель, сочинитель.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
создатель какого-либо литературного, ученого или художественного произведения.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск...
физическое лицо,создатель, творчеством и трудом которого создано конкретное произведение. Авторские права на произведение, созданное трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
АВТОР
От автора в редакцию. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Сочинение. (Запись 2004 г.).
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
Автор
1. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение

Употребляется в документе:

№ 5351-1 от 09.07.93


Телекоммуникационный словарь. 2013.

автор
, м.
Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п.
Автор повести. Автор симфонии. Автор проекта.
[лат. auctor]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
Автор
Автор
(от лат. auctor — виновник, учредитель, основатель, податель мнения или совета, сочинитель), авторство — термины, выражающие специфическое отношение к письменному тексту как собственному, лично «сотворенному» самим «творцом». Отношение это, ставшее в современном мире нормой и приобретшее наряду с моральными юридические аспекты, отнюдь не является неизбежным для любой культурно-исторической эпохи. Как показывают многочисленные примеры древней «безавторской» литературы, оно возникло как плод историчес...
автор
(2 м); мн. а/вторы, Р. а/второв

Орфографический словарь русского языка. 2006.

автор
А́ВТОР -а; м. [от лат. auctor - писатель, художник]. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т.п. Популярный, начинающий а. А. повести, картины, памятника. А. научного открытия. Автор-исполнитель песен. Цитировать какого-л. автора. Ссылаться на автора.
Авторский; Авторство (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор>. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет> м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.
автор
Сочинитель, составитель, писатель, компилятор, композитор, виновник, творец.
Ср. писатель.
См. виновник, сочинитель...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
автор а́втор с 1611 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 361; Смирнов 29. Через польск. autor из лат. auctor "тот, кто содействует, помогает" к augeo "умножаю". Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973