Античная философия

Адраст Афродисийский

Адраст Афродисийский
АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ (Ἄδραστος ὁ Ἀφροδισιεύς) (2 в. н. э.), представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает А. в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин (V. Plot. 14, 13). Симпликий на закате античной традиции подтверждает статус А. как видного комментатора (In Cat. 16, 1-2, ср.: In Phys. 122, 34).
О жизни одного из самых авторитетных перипатетиков 2 в. достоверных сведений не сохранилось, сочинения утрачены. Предположительно, А. был родом из г. Афродисия в Карий (Мал. Азия), где родился также Александр Афродисийский. О возможном отождествлении А.-перипатетика с Адрастом Грипом (Ἄδραστος Γρυπός), упомянутым в надписи, обнаруженной при раскопках Афродисии (датируется периодом 103-116) см.: MORAUX II, S. 295-296. Время жизни традиционно определяется на основании упоминаний об А. у Галена и Теона Смирнского. В соч. «О моих книгах» Гален говорит об А. и Аспасии как известных комментаторах в ту пору, когда он начинал учиться философии (Lib. propr. XIX, 42,20-21 Kühn), Теон делает обширные выписки из комментария А. к «Тимею» (Expos. 50, 22-51). Имеются свидетельства в общей сложности о шести произведениях Α., комментариях и трактатах.
Комментарий к «Тимею» Платона упоминают и цитируют помимо Теона Порфирий (Porph. In Harm. 7. 24-8. 5; 96. 1-6), Калкидий (Cale. In Tim. 44-46, 59-91), Прокл (Procl. In Tim. II, 169, 29; 170, 5-21; 170, 26-171, 4; 187, 17-26). Возможно, А. комментировал не весь текст платоновского диалога, а трудные математические места. Насколько позволяют судить сохранившиеся фрагменты, целью А. было разъяснить прежде всего сложные астрономические пассажи (расположение небесных сфер, движение планет), опираясь на геоцентрическую теорию Гиппарха. А. пишет об Аристотеле так, словно тот был знаком с теорией эпициклов и прочими идеями Гиппарха. В остальном представление А. о космосе совпадает с аристотелевским: планеты и звезды суть божественные существа, расположенные на равномерно вращающихся сферах, которые состоят из эфира все множество неподвижных звезд несет на себе одна общая сфера, а каждую из планет - несколько сфер; наблюдаемая беспорядочность и неравномерность движения планет объясняются наложением друг на друга различных круговых движений; сложность небесных круговращений приводит к тому, что в мире имеют место возникновение и уничтожение; непосредственно под эфиром располагаются четыре элемента, способные взаимопревращаться; эфир не испытывает перемен и изъят из круга превращений.
О комментарии к «Категориям» Аристотеля говорит Гален (De libr. pr., t. 19, 42, 12—21 К.), однако не упоминает Симпликий. Свидетельством о существовании комментария А. к «Физике» Аристотеля является фрагмент из комментария Симпликия (In Phys. 122, 33-125, 9), в котором мнение А. дано в передаче Порфирия.
Афиней в «Пирующих софистах» (Athen. XV, 673 e-f) упоминает об историко-литературном исследовании (καθ' ἱστορίαν καὶ λέξιν), посвященном сочинению Теофраста «О нравах» в 5 кн., а «шестая книга была посвящена Никомаховой этике». Это произведение из пяти книг с продолжением в виде шестой обычно считают произведением Α., но его авторство установлено в результате исправления рукописного Ἄδραντος, «Адрант», на Ἄδραστος, «Адраст».) Возможно, исследование А. по этике Аристотеля было частично инкорпорировано в анонимный комментарий к «Никомаховой этике» (текст см.: CAG XX, 123-255 Heylbut), об этой гипотезе: Kenny A. The Aristotelian Ethics. Oxf., 1978, p. 37; MORAUX II, S. 323-330).
Кроме того, А. был известен как автор трактата «О порядке сочинений Аристотеля» (Περὶ τῆς τάξεως τῆς τῶν 'Ἀριστοτέλους συγγραμμάτων) (Simpl. In Cat. 18, 16-17; In Phys. 4, 12; также имеется вариант «О порядке философии Аристотеля»: In Cat. 16, 2). Согласно Α., после «Категорий» должны следовать не «Аналитики», а «Топика», ибо следует идти от общепринятых суждений к научным, от вероятных к совершенно истинным. Известно, что А. использовал другое название для трактата «Категории» -«Прототопика» (Πρὸ τῶν τοπικῶν, In Cat. 16, 14), с чем Симпликий был не согласен. Возможно, желание переименовать трактат было вызвано наличием в корпусе аристотелевских сочинений еще одной книги о категориях (ἄλλο τῶν κατηγοριῶν βιβλίον), вероятно, позднейшего учебника, -по словам Α., книга отличалась кратким и сжатым стилем (In Cat. 18,17-18). Неизвестно, считал ли сам А. это произведение аутентичным, но ясно, что не этими «Категориями» начинался «Органон». К А. восходят свидетельства о том, что трактат «Физика» имел несколько вариантов названий: «О началах» (Περὶ ἀρχῶν), или «Лекции по физике» (Φυσικὴ ἀκρόασις) - или первые пять книг называли «О началах», а остальные три - «О движении» (In Phys. 4, 11-15). Последний вариант принимал сам А.
Текст: Anonymi in Aristotelis Ethica Nicomachea commentarii, - Eustratii et Michaelis et anonyma in ethica Nicomachea commentaria. Ed. G. Heylbut. В., 1892, p. 122-255, 407-460 (= CAG XX).
Лит.: Hiller Ε. De Adrasti Peripatetici in Piatonis Timaeum Commentaria, - RhM 26, 1871, S. 582-589; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 294-332; Mercken Η. Ρ. Ε The Greek Commentators on Aristotle's Ethics, - Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed: the Ancient Commentators and their Influence. L., 1990, p. 199-231.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Адраст Афродисийский` в других словарях
АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
    АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ ("Αδραστος ό Άφροδισιεύς) (1-я пол. 2 в.) — греческий философ-перипатетик. Возможно, автор частично сохранившегося комментария на “Никомахову этику” (кн. 2—5 и кн. 7, издан в CAG как текст анонимного автора). Предположение об авторстве Адраста, высказанное Кении (КеппуА. The Aristotelian Ethics. Oxf., 1978, p. 37), в целом поддерживается большинством ученых. Адрасту также принадлежали комментарии на логические и физические сочинения Аристотеля, на “Этику” Теофраста и на “Тимея” Платона. Помимо комм...