Античная философия

Алкидамант

Алкидамант
АЛКИДАМАНТ
АЛКИДАМАНТ (Ἀλκιδάμας) из Элаи в Мисии (поел. четв. 5 в. до н. э.), греческий софист и ритор, ученик Горгия, после смерти последнего возглавивший его школу (Suda, Г 388. 3-4). Под именем А. сохранились две речи: «О софистах» (направленная в первую очередь против школы Исократа защита импровизационного красноречия против господствующей практики составления письменных речей) и «Одиссей» (декламация: обвинительная речь Одиссея против Паламеда). Аристотель в «Риторике» (III, 3) приводит цитаты из его речей как примеры «холодного» стиля (τὸ ψυχρόν, τ. е. не производящего желаемого воздействия на слушателей). А. принадлежало также сочинение «Мусейон» (антология литературно-исторического характера, предназначенная, вероятно, для составления речей), включавшее, в частности, «Состязание Гесиода и Гомера», обработку народной легенды: А. рассматривал рапсодов как предшественников ораторов-импровизаторов (сохранились папирусные фрагменты; сочинение А. использовано в дошедшем анонимном «Состязании», Pfeiffer 19903, S. 73-74 с лит.). Для истории философии представляют интерес его классификация высказываний (утверждения, отрицания, вопросы и обращения, D. L. IX 54), развивающая более раннюю классификацию, принадлежащую Прошагору (DK80 А 1 § 53), а также высказывание из его «Мессенской речи»: бог отпустил на свободу всех, природа никого не сделала рабом, - первое дошедшее до нас отрицание рабства как института (сохранилось в анонимном комментарии к «Риторике» Аристотеля, CAG XXI. 2, р. 74 Rabe, сам Аристотель лишь ссылается на это высказывание: Rhet. I, 1373Ы8), обеспечивающее А. место в истории учений о естественном праве.
Соч. и фрагм.: Radermacher L. (hrsg.). Artium Scriptores. Reste der voraristotelischen Rhetorik. W., 1951; Alcidamante. Orazioni e frammenti. Testo, introd., trad, e note a cura di G. Avezzu. R., 1982 (библ. xxxiii-xli); Aleidamas. The Works and Fragments. Ed. with engl. transi, by J. V. Muir. L., 2001.
Лит.: Hook L. van. Aleidamas versus Isocrates: The Spoken versus the Written Word, - Class W 12, 1919, p. 89-94; Milne M. J. A. A study in Alcidamas and his Relation to Contemporary Sophistic. Diss. Bryn Mawr, 1924; Walberer G. Isokrates und Alkidamas. Hamb., Diss., 1938; Pfeiffer R. Geschichte der klassischen Philologie: Von den Anfängen bis zum Ende des Hellenismus. Münch., 1978. 19903; Ritook S. Alkidamas über die Sophisten, -Philol 133, 1991, S. 15-35; О'Sullivan N. Alcidamas, Aristophanes and the Beginnings of Greek Stylistic Theory. Stuttg., 1992; Dusanic S. Alcidamas of Elaea in Plato's «Phaedrus», -CQ 42, 2, 1992, p. 347-357; Liebersohn Υ. Ζ. Alcidamas' On the Sophists: a Reappraisal, -Eranos 97, 1999, p. 108-124.
А. Л. БЕРЛИНСКИЙ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Алкидамант` в других словарях
Алкидамант
(5 - 4 вв. до н. э.)
   Софист, ритор. Его авторству приписывается трактат "Состязания Гомера с Гесиодом". Был известен своей техникой импровизации, которой обучился у Горгия, а также демократическими взглядами на устройство общества и равноправие всех граждан.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. ритор, представитель мл. софистов. Считал, что люди рождаются свободными, а потому не должно быть перегородок между соц. классами.
   Ораторскому иск-ву учился у Горгия, был противн...
(5-4 вв. до н. э.) Софист, ритор. Его авторству приписывается трактат «Состязания Гомера с Гесиодом». Был известен своей техникой импровизации, которой обучился у Горгия, а также демократическими взглядами на устройство общества и равноправие всех граждан.
Алкидамант
(Alkidámas) — древнегреческий ритор и софист IV стол. до Р. Хр., родом из Элеи, ученик Горгия, жил большею частью в Афинах, где соперничал с Исократом. Против последнего главным образом направлена дошедшая до нас речь "О софистах", где А. доказывал, что главным требованием, предъявляемым к оратору, должна быть его способность свободно говорить о всяком предмете. Кроме речи "О софистах", с именем А. сохранилось целиком только одно риторическое упражнение, по всей вероятности, ему не принадлежащее: "Одиссей против измены Паламеда". Из прочих многочисленных сочинений А., сохранившихся в отрывках, особенно замечательны: "Messemakos", где проводилась мысль, что "бог всех отпустил свободными, природа никого не создала рабом", и "Похвала смерти" (перечисление человеческих страданий, ...