Античная философия

Алкмеон

Алкмеон
АЛКМЕОН
АЛКМЕОН (Ἀλκμαίων) из Кротона (акме ок. 500 до н. э.), натурфилософ-пифагореец и врач, принадлежавший к знаменитой кротонской школе медицины (ср. DK19). Его книга «О природе», дошедшая в ряде фрагментов и свидетельств, посвящена трем пифагорейцам (DK24 В 1), сам он назван в списке пифагорейцев Аристоксена. Античная традиция о пифагореизме А. не раз оспаривалась в основном потому, что его интересовали прежде всего естествознание и медицина, а Аристотель, написавший трактат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора, но не называл пифагорейцем (A3). Между тем далеко не все пифагорейцы занимались математикой, многие из них разделяли интересы А. (Менестор, Иккос, Гиппон, Филолай), а Аристотель вообще никого не называл «пифагорейцем».
Следуя Ксенофану, А. настаивал на ограниченности человеческого познания («истина о божественных вещах доступна лишь богам») и важности эмпирических свидетельств, на основе которых только и могут судить люди (В 1). В досократовской мысли он был основателем направления, ориентированного на проблемы строения и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Космогония в его книге отсутствовала, космологии уделено немного места. Помимо старых ионийских взглядов у А. есть следы и пифагорейской астрономии: так, он разделял тезис о независимом движении планет с запада на восток, которое он, вероятнее всего, представлял круговым (А 4, 12). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при "равноправии" сил ἰσονομία τῶν δυνάμεων) - влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других, - а господство (μοναρχία) одной из них вызывает болезнь» (В 4: ἰσονομία, «равноправие», понимается здесь в духе пифагорейской аристократии, с которой А. был связан и политически, а не в более позднем демократическом смысле). Теория А. учитывала также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и, в отличие от более поздних схем, не фиксировала число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю античную медицину.
Будучи пионером анатомических исследований, А. обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). Отсюда был сделан гениальный вывод о том, что все ощущения (зрение, слух, обоняние, вкус) передаются по особым каналам (πόροι) от органов чувств (глаз, ухо, нос, язык) в мозг, который является центром сознания. А. первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным - только ощущения (А 5-9). Его теория ощущений лишена схематизма теорий, по которым подобное познается подобным или противоположным. Эмбриология А. более примитивна: мужское семя происходит из головного мозга (ср. теорию Гиппона); зародыш - из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13-14).
А. считал, что душа бессмертна и, подобно бессмертным небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12). Судя по всему, душа (ψυχή) понималась им отдельно от локализованного в мозге мышления: она отвечала за движение и ощущение, свойственные и животным, и находилась, возможно, в сердце (А 18); ср. сходную теорию Филолая (44 А 13). Умирают люди потому, что «не могут соединить начало с концом» (В 2), т. е. когда круговое движение души прекращается.
Фрагм.: DKI, 210-216; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 267-273.
Лит.: BeareJ. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and the Early History of Dissection, - SArchMN 59, 1975, p. 113-147; LongriggJ. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993; Perilli L. Alcmeone di Crotone tra filosofia e scienza. Per una nuova edizione delle fonti, - QuUrbCC 69, 2001, p. 55-79 (библ.); Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
Л. Я. ЖМУДЬ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Алкмеон` в других словарях
Алкмеон
         в греч. миф. сын Амфиарая и Эрифилы, предводит. похода эпигонов.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

АЛКМЕОН
АЛКМЕОН
         из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был молод, когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и натурфилософ. По Диогену Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле слова неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно, неподлинным природе». В центре внимания А.— человеческое тело, понимаемое как микрокосм; в отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А., зато впервые поя...
(Alcmaeon, Αλχμαίον). Сын Амфиария и Эрифилы. Он вместе со своим братом Амфилохом принимал участие в походе эпигонов против Фив, а по возвращении из похода убил свою мать, исполняя желание своего отца. За это преступление Алкмеон, преследуемый Эринниями, лишился рассудка. Впоследствии, впрочем, он получил исцеление от Фегея и женился на его дочери Алфезибе, которой он подарил ожерелье Гармонии. По прошествии некоторого времени он покинул свою жену, поселился близ устья Ахелоя и женился на дочери этого речного бога Каллирое, для которой хотел добыть ожерелье Гармонии; за это он был убит братьями Алфезибы. Алкмеону воздавались божеские почести, и в Фивах ему было воздвигнуто святилище.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Алкмеон
(ок. 500 до н. э.)
   Сын Амфиарая и Эрифилы, один из героев раннеэпического фиванского цикла (см. Адраст); он возглавил войско эпигонов и захватил Фивы, но вскоре подвергся преследованию Эриний, богинь мщения, не дающих ему обрести покой, так как везде, где Алкмеон оказывался, земля начинала свидетельствовать об убийстве им собственной матери, в свое время повинной в гибели мужа, который и наказал сыну отомстить за его смерть. В конце концов Алкмеон оказывается на острове, образовавшемся благодаря речным наносам уже после момента матереубийства, и там только безумие оставило Алкмеона; он женился на дочери речного бога Ахелоя, Каллирое; та стала требовать ожерелье его матери, сделанное Гефестом (см. Гармония), которое Алкмеон, од...
Алкмеон
(по-греч. Алкмаион) был сыном Амфиарая (см. это сл.) и Ерифилы (см. это сл.). Амфиарай убит по предопределению судьбы в походе против Фив, в котором он принял участие, будучи к тому склонен супругою; А. согласно данному отцу обещанию отомстил его смерть убийством матери, затем сошел с ума и был преследуем фуриями, от которых он мог освободиться единственно в том случае, если поселится в стране, образовавшейся только после совершенного им убийства, так как его мать прокляла (из существовавших) страну, которая бы его приняла. А. нашел наконец спокойствие на вновь образовавшемся на реке Акелое острове и, удалив от себя свою супругу Арсиною, женился на дочери бога этой реки, Каллиррое. Но когда он, дабы исполнить желание свой супруги, хитростью выманил у своего тестя, Фегея ожерелье ...
1. Древнегреческий врач, впервые начавший проводить вскрытия животных.
2. Древнегреческий врач и философ, автор сочинения «О природе», впервые ставший производить вскрытие животных.
3. Эпигон, сын Амфиарая и Эрифилы в древнегреческой мифологии.
4. Древнегреческий врач, натурфилософ.
Сын Амфиарая и Эрифилы, один из героев раннеэпического фиванского цикла (см. Адраст); он возглавил войско эпигонов и захватил Фивы, но вскоре подвергся преследованию Эриний, богинь мщения, не дающих ему обрести покой, так как везде, где Алкмеон оказывался, земля начинала свидетельствовать об убийстве им собственной матери, в свое время повинной в гибели мужа, который и наказал сыну отомстить за его смерть. В конце концов Алкмеон оказывается на острове, образовавшемся благодаря речным наносам уже после момента матереубийства, и там только безумие оставило Алкмеона; он женился на дочери речного бога Ахелоя, Каллирое; та стала требовать ожерелье его матери, сделанное Гефестом (см. Гармония), которое Алкмеон, однако, ранее уже подарил своей первой жене Арсиное. Он сделал попытку обманом достать это ожерелье, но был убит братьями Арсинои. Считается, что Алкмеон дал начало древнему афинскому роду, к которому принадлежали Писистрат, Клисфен, Перикл.