Античная философия

Анаксимандр

Анаксимандр
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР Ἀναξίμανδρος) из Милета (ок. 610 - после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно-философское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника. Если в народных и поэтических представлениях Земля «растет» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А. - первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюцион-но - методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.
По Α., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали землю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине» - эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колеса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и йогибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».
Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса.
Фрагм.: DKI, 81-90; Maddalena А. (ed.) Ionici. Testimonianze е frammenti. Fir., 1970; Colli G. La sapienza greca. Vol. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 116-129.
Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N. Y., 1960; Classen С J. Anaximandros, - RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (лит.); Idem. Anaximander and Anaximenes: the earliest Greek Theories of Change? - Phronesis 22, 1977, p. 89-102; Лебедев A. B. TO ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, - ВДИ, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра, -Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.
А. В. ЛЕБЕДЕВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Анаксимандр` в других словарях
АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.) - ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение (\'О природе\'). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы (\'гномон\') и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон - как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто пос...
АНАКСИМАНДР (ок. 610 - после 547 до н. э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке "О природе". Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).
1. Древнегреческий философ.
2. Этот философ утверждал, что первоначалом и основой сущего является беспредельное - так называемый апейрон.
3. Древнегреческий мыслитель, впервые высказавший идею о бесконечности Вселенной.
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР
(Anaximandros) (ок. 610 — после 547 до н.э.) — др.-греч. философ милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. «О природе» (сохранился небольшой отрывок и ряд словосочетаний). А. назвал началом, лежащим в основании всего сущего, апейрон — «безграничное, беспредельное», не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности. Апейрон «бессмертен и непреходящ», он «все объемлет и всем правит», ему присуще вечное движение, он единственная причина рождени...
(Anaximander, Αναξίμανδρος). Родился в Милете в 610 г. до Р. X., умер в 547 г. Философ Ионийской школы, непосредственный преемник Фалеса. Он считал землю цилиндрическим телом, находящимся в средине мира на равном расстоянии от всех точек воображаемого шарообразного небесного свода.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Анаксимандр
          из Милета (ок. 610 — 546 до н.э.) — др.-греч. философ, стихийный материалист и наив. диалектик, преемник Фалеса. А. приписыв. первое составл. карты Земли, к-рая изображ. в форме плоск. круга (с Дельфами в центре), окруж. водой. Для постр. этой карты А. впервые применил прямоугол. проекцию. По преданию он составил и первую географич. карту Греции, изгот. солнеч. часы и различ. астрономич. инструменты. А. принадл. также попытка естеств.-ист. объясн. происхожд. животн. мира и человека.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Анаксимандр
(греч. Anaximandros)
(ок. 610 - 546 до н.э.)
   греческий философ из Милета, представитель ионийской философской школы, друг и ученик Фалеса. Традиция называет его также географом и геометром. Рассматривая мир в его целостности и единстве, А. брал за основу и начало всего существующего в природе не воду, не воздух и не землю, а то, что он сам назвал термином «апейрон» - материально-вещественное начало.
   Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 116-128; Богомолов А.С. Античная философия. М., 1975. С. 45-49; Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 60-72.
Анаксимандр`Реальный словарь классических древностей`
АНАКСИМАНДР
   • Anaximander,
         Άναξίμανδρος, сын Праксиада, родился в Милете ок. 610 г. до Р. X., был другом или учеником Фалеса; жил при дворе Поликрата на Самосе; умер несколько позже 546 г. В сочинении, которое у позднейших авторов называется περι φύσεως, он образным поэтическим языком кратко излагал свое учение. Вероятно, только отделами этого сочинения были приписывавшиеся также Анаксимандру книги о неподвижных звездах (περι τω̃ν απλανω̃ν) и описание земли (γη̃ς περίοδος); а может быть, последнее относится к географической карте. Землю он считал цилиндрическим телом, находящимся в середине мира и держащимся на равном расстоянии от всех точек окружности. Он первый старался научно доказать мысль, что космос есть нечто постоянно созидающееся. Ему же приписывают изобретени...
АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.) - ионийский (из Ми-лета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон - как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, ест...
АНАКСИМАНДР (около 610 - после 547 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Автор> первого философского сочинения на греческом языке "О природе". Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель> космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).
(расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал "апейрон" ("неопределенное"), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как "воду" Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире. Анаксимандр характеризовал свой "апейрон" как "вечный и нестареющий", а также "окружающий" бесчисленные миры и "управляющий" ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) "платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени". ...
(610—540 до н.э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнеч- ные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пре...
Анаксимандр (Anaxímandros)
Милетский (около 610 — 546 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы (См. Милетская школа). Ученик Фалеса, автор не дошедшего до нас сочинения «О природе». Впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон — единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. А. учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров, считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных сфер. Составил первую географическую карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономические инструмент...