Античная философия

Анатолий

Анатолий
АНАТОЛИЙ
АНАТОЛИЙ Ἀνατόλιος) (3 в. н. э.), философ-платоник пифагорейской ориентации, «считавшийся вторым после Порфирия» (Eunap. V. Soph. V, 1, 2), учитель Ямвлиха. Начиная с Целлера принято отождествлять этого А. с автором сочинения «О декаде и числах внутри нее», а также с товарищем и соучеником Порфирия, которому тот во время пребывания в Афинах (ок. 250) посвятил свои «Гомеровские вопросы» (ZELLER III. 2, S. 678).
По предположению ряда исследователей (Grant 1971, р. 141-142; Dillon 1987, р. 867), Анатолий, учитель Ямвлиха и автор трактата «О декаде», может быть тем же лицом, что и упоминаемый Евсевием александрийский философ Анатолий, впоследствии ставший епископом Лаодикии (Eus. Hist. Eccl. VII 32, 6-10). Последний не только был знатоком аристотелевской философии, риторики и естественных наук, но и отличался особым интересом к астрономии и математике. По сообщению Евсевия, ему принадлежит соч. «Об определении дат Пасхи» (сохранилось в виде отрывков у Евсевия (Hist. Eccl. VII 32, 14-19) и в лат. пер.: Liber Anatolii de ratione Paschali, - PG 10, 207) и «Введение в арифметику» в 10 кн., среди которых, возможно, был и трактат «О декаде» (Hultsch 1894, S. 2074; Heiberg 1901, p. 27-41; Grant 1971, p. 141). О жизни этого А. (ум. ок. 282) известно следующее: он родился в Александрии, занимал там должность сенатора и был одним из известнейших преподавателей философии Аристотеля. В 262-263, после захвата Александрии римлянами, он перебирается в Кесарию Палестинскую, где епископ тамошней церкви Феотекн рукополагает его во епископы и назначает своим преемником. Некоторое время они совместно управляют Кесарийской церковью, пока в 274 (по уточненной датировке Дж. Диллона) А. не уезжает в Лаодикию, чтобы по желанию местной паствы стать там преемником умершего епископа Евсевия.
Вероятно, во время своего пребывания в Кесарии А. возобновляет преподавание философии (Dillon 1987, р. 867) и, возможно, открывает в городе собственную философскую школу, где в начале 70-х у него учится молодой Ямвлих. Впоследствии А. мог посоветовать своему ученику отправиться в Рим к Порфирию, с которым был знаком по годам совместного обучения в Афинах у ритора Лонгина. И хотя вопрос об идентификации двух Анатолиев - философа-пифагорейца и христианского епископа - до сих пор остается открытым, все большее число ученых склоняется к их отождествлению (Grant 1971, р. 141; Larsen 1972, р. 37-38; Hadot 1984, р. 258).
Единственное известное философское произведение А. - трактат «О декаде и числах внутри нее» (Περὶ δεκάδος καὶ τῶν ἐντός ἀυτῆς ἀριθμῶν), фрагменты которого сохранились также в составе «Теологуменов арифметики», долгое время приписывавшихся Ямвлиху, - представляет собой не столько изложение оригинального учения, сколько суммирующий обзор традиционной для того времени пифагорейской литературы. Издатели (Hultsch, 1864; Heiberg, 1900) отмечают множество почти дословных параллелей между трактатом А. и сочинениями пифагорейцев 1-2 вв. н. э. Теона Смирнского, Никомаха из Герасы и Модераша. Например, А. подобно Никомаху объясняет научный характер (ἐπιστημονικόν) пифагорейской арифметики тем, что объекты, которые она исследует, являются вечными, нематериальными и неизменными; и так же как Теон сравнивает единицу с «единым, умопостигаемым богом, не имеющим возникновения, прекрасным и благом самим по себе» (29, 19-21 Heiberg). В целом содержание трактата «О декаде» сводится к рассмотрению математических свойств чисел первой десятки и разъяснению тех многочисленных эпитетов, которыми их наделяли пифагорейцы. Так единица, по словам Α., именуется «родительницей», «умом», «бытием» и «причиной»; двоица - «дерзанием», «мнением», «движением», «равенством»; троица - «благоразумием», «соразмерностью», «совершенством» и т. д. А. поясняет, что подобные эпитеты присваивались пифагорейцами на основании сходства, которое они усматривали между числами и определенного рода вещами. Так, называя единицу «родительницей» и «причиной», они имели в виду, что та подобно первопричине всего сущего выступает началом всякого числа. Точно так же двоица именовалась у них «равенством» из-за того, что подобно среднему термину (μεταίχμιον), сочетающему в себе свойства двух противоположных вещей, могла рассматриваться как промежуточная ступень между множеством, представи-мым в виде 3, и единством, представимым в виде 1. Действительно, если единица при сложении с единицей становится больше чем при умножении на единицу (1 + 1 > 1 х 1), а остальные числа, начиная с тройки, при умножении на самих себя становятся больше, чем при сложении с самими собой (3 + 3 < 3 х 3), то двойка и при сложении, и при умножении увеличивается одинаково (2 + 2 = 2x2). Поэтому 2 есть как бы «мать» всех чисел, трансформирующая единство в числовое множество (Theol. arithm. 10, 10-11, 11). Приводя все эти примеры, А. не объясняет, чем может быть вызвано подобное сходство чисел с вещами: случайностью или тем, что числа являются прообразами и производящими причинами всего сущего. В результате перечисляемые им соответствия оставляют впечатление надуманности и произвола, что дает повод некоторым исследователям расценивать трактат «О декаде» как шаг назад по сравнению с более ранними сочинениями Никомаха или Модерата (О'Меага 1989, р. 25).
Соч.: Anatolius. Excerpta. Ed. F. Hultsch, - Heronis Alexandrini geometricorum et ste-riometricorum reliquat В., 1864, p. 276-280; Anatolius. Sur les dix premiers nombres. Ed. J. L. Heiberg, trad, par P. Tannery, - Annales internationales d'histoire, Congres de Paris 1900. P., 1901, p. 21-51. Изд. «Теологуменов арифметики» см. в лит. к ст. «Ямвлих».
Словари и энциклопедии: Hultsch F. Anatolius, - RE, Bd. 1, 1894, col. 2073-2074; Goulet R. Anatolius, - DPhA I, 1989, p. 179-183; Bautz F W. Anatolius, - Biographisch' Bilbliographisches Kirchenlexicon. Bd. I, 1990, Sp. 160.
Лит.: ZELLER, III. 2, 1881, S. 678-679; Grant R. M. Early Alexandrian Christianity, -ChurchHist 40, 2, 1971, p. 133-144; Hadot I. Pappus et Anatolius, - Arts libéraux et philosophie dans la pensée antique. P., 1984, p. 257-258; Dillon J. M Iamblichus of Chalcis, -ANRW II, 36, 2, 1987, p. 866-867; O'MearaD. J. Pythagoras Revived. Oxf., 1989, p. 23-25 (ch. «Anatolius»).
С. В. МЕСЯЦ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Анатолий` в других словарях
Анатолием древние греки называли жителя Анатолии (древнее название Малой Азии, находящейся на востоке от Греции). "Анатоле" - в переводе с греческого означает "восток". В детстве, находясь под сильным влиянием матери, Анатолий часто замкнут и стеснителен и поэтому, читая приключенческую литературу, часто представляет себя на месте героев романов. Со временем Анатолий избавляется от чрезмерного влияния матери, но чувство романтики у него сохраняется на всю жизнь. В отношениях с окружающими Анатолий спокоен и может найти общий языке разными по характеру людьми. Но в критических ситуациях он может пойти наперекор коллективу, стать неуправляемым и создать сложности для близких ему людей. Анатолий справедлив, никогда не обидит человека сгоряча. Если он руководит людьми, то при этом не допустит унижения человеческого достоинства. Анатолий рассудителен, уравновешен и умеет завоевывать доверие женщин. Ему больше нравятся блондинки. Хорошие отношения с родителями жены устанавливаются сразу, а с...
АНАТОЛИЙ
АНАТОЛИЙ
    АНАТОЛИЙ (Ανατολίας) (3 в. н. э.)—философ-платоник, “считался вторым после Порфирия” (Евнапий), учитель Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения “О декаде и числах внутри нее” (фрагменты сохранились в “Теологуменах арифметики” Ямвлиха). Существует целый ряд свидетельств об одном или нескольких Анатолиях 2-й пол. 3 в., что создает проблему идентификации. Так, из сообщения Евсевия следует, что автором “О декаде” нужно считать не платоника, а христианина-аристотелика Анатолия.
    Соч.: Heiberg l. L. (ed.). Anatolius sur les d...
Анатолий
восточный, восходящий; Натолий; Анатолька, Анатоль, Натоля, Толя, Толюня, Толюся, Толяна, Толян, Толяха, Толяша, Натоха, Натоша, Тоша, Тося, Тота, Туся, Толяныч, Толик
Словарь русских синонимов
(от греч. anatole - восход). Собственные имена: восточный, - ая.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
-ИЯ, от греч. anatole, восход. Собственные имена: восточный, ая.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
Анатолий
Анат\'олий (Анат\'олиевич, Анат\'олиевна и Анат\'ольевич, Анат\'ольевна)

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.