Античная философия

Аполлоний Тианский

Аполлоний Тианский
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς) (1 в. н. э), легендарный философ-неопифагореец, живший во времена имп. Нерона и Домициана. Сохранилось 97 подложных писем, авторство которых приписывается А.
Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата (ок. 170-244/49 н. э.), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание А. в 8-ми кн., странствующий любомудр из Тианы обрел вторую - литературную - жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. Среди своих источников Филострат называет прежде всего записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония и верного спутника на протяжении всех его странствий, однако большинство современных авторов согласны с тем, что Дамид, равно как и восточные путешествия Α., - это литературная фикция (подробнее см. Bowie 1978, р. 1663 ел.; Jones 2005, р. 21 ел.). Из более достоверных источников упоминаются труд Максима Эгийского (вероятно, использованный в Philostr. V. Apoll. I, 7—16) и сочинение Мойрагена в 4-х кн., которому Филострат доверять не советует (V. Apoll. I 3), однако, судя по сохранившимся цитатам из Мойрагена (напр., Ориген, «Против Цельса», VI41), именно этот текст был для Филострата одним из основных источников. Не исключено также, что письма А. или некоторая часть из них были сфабрикованы с целью иллюстрировать полемику с Евфратом и на основе трактата Мойрагена. Мы располагаем лишь двумя дополнительными свидетельствами, уточняющим время жизни Α.: согласно Лукиану, Александр из Абонотиха (Luc. Alex., 5) в молодости учился у Α., что указывает примерно на 120 г., а Дион Кассий (Dio Cass. 67,18) сообщает, что А. было по крайней мере 95 лет, когда у него было видение убийства имп. Домициана в Эфесе.
Сочинение Филострата было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом», где справедливо отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность.
Из достаточно заурядного философа пифагорейца и мага, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, А. превращается в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего имп. Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение А. от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (V. Apoll. VIII 29—30).
Филострат сообщает, что А. с молодости следовал пифагорейскому обычаю, выдержал пятилетний обет молчания, полностью воздерживался от сексуального общения и животной пищи, не носил никакой кожаной одежды, не стриг волос, полностью пренебрегал любыми материальными благами. Набравшись мудрости в родном крае, он предпринял длительное путешествие на Восток, жил при дворе персидского владыки, а затем в Индии среди брахманов. Божественное происхождение А. подтверждается у Филострата его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению, - это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (V. Apoll. I 10; VI 40; V 28). Праведность заключается при этом не в воздержании от злодеяний, но в добровольном следовании совершенным правилам (VI21; VII 14), и подлинный праведник отличается от просто добродетельного человека, говоря словами Филострата, «не отчасти, но вполне».
Текст и пер.: Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. Ed. Ch. P. Jones. Camb. (Mass.), 2005; ConybeareF. С (ed.). Philostratus. Life of Apollonius of Tyana. Vol. 1: Books I-V; Vol. 2: Books VI-VIII. Epistles of Apollonius. Treatise of Eusebius. Camb. (Mass), 19504; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского (вкл. Письма Аполлония). Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М., 1985.
Лит.: Wundt M. Apollonios von Tyana. Prophétie und Mythenbildung, - ZWTh 49, 1906, S. 309-366; Campbell F. W. G. Apollonios of Tyana. A study of his life and times. L., 1908; Bowie E. L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality, - ANRW II, 16, 2, 1978, p. 1652-1699; Грабаръ-Пассек Μ. Ε. Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского», - Античный роман. М., 1969, с. 230-255; Кнабе Г. С. «Жизнеописание Аполлония Тианского», βασιλεὺς χρηστός и Корнелий Тацит, - ВДИ, 1972, 3, с. 30-56; Струкова А. С. Концепция философа-чудотворца в произведении Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», -Академия. Вып. 5, 2003, с. 265-284.
Е. В. АФОНАСИН
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Аполлоний Тианский` в других словарях
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
(Apollonius Tyana)
неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после Р.Х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безыменного Бога, который не требует жертв.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

древнегреческий философ и прововедник 1 в., родился в Тиане в Каппадокии, возможно, в один год с Иисусом Христом. Аполлоний учился в Тарсе и при храме Асклепия в Эгах, где стал пифагорейцем. Много путешествовал по Малой Азии, Индии, Испании, Африке, был в Греции и Риме; следуя традиции пифагореизма, он был мистиком, однако много выступал перед людьми. Император Домициан бросил Аполлония в тюрьму по обвинению в измене, но тот спасся, якобы чудом. Считается, что он основал школу в Эфесе и умер либо там же, либо на Родосе, либо на Крите, прожив почти сто лет в благочестии и аскетизме. Единственное сохранившееся жизнеописание Аполлония составлено Флавием Филостратом ок. 216 н.э. по поручению императрицы Юлии Домны (супруги Септимия Севера). Как утверждает автор, оно основано на письмах самого Аполлония и на дневниках его спутника Дамида. В этой книге обычно видят роман на религиозный сюжет, с небольшим элементом исторической достоверности. Христиане отвергали ее как еретическую попытку соп...
Аполлоний Тианский
современник Христа, был главным представителем новопифагореизма — религиозно-мистической школы, заимствовавшей учения свои у Пифагора; Пифагору же и сам А. старался подражать в образе жизни и одежде. В Аполлонии сосредоточилась религиозная тенденция новопифагореизма, противная христианству и стремившаяся к борьбе с ним; в скором времени А. собрал вокруг себя учеников. Отправившись затем путешествовать, он прошел всю Малую Азию и попробовал проникнуть даже в Индию, чтобы познакомиться с учением браминов. Везде он выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса. Хотя Нерон изгнал из Рима всех магов и волшебников, А. направился туда, но должен был, тем не менее, оставить этот город. Посетив Испанию, он направился через Италию в...