Античная философия

Архелай

Архелай
АРХЕЛАЙ
АРХЕЛАЙ Ἀρχέλαος) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа.
Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» - следовательно, младше) и Сократу («учитель» - следовательно, старше), - ок. 485. Был родом из Афин (DK60 А1 = D. L. II16); вариант, передаваемый Диогеном Лаэртием «или из Милета» (принят в словаре Суда, s. ν. Ἀρχέλαος) появился, очевидно, как согласование места рождения А. с местом возникновения ионийской натурфилософии, которую он «первым» перенес в Афины (об этом см.: D. L. II 16, 3), отчего был прозван «физиком» (φυσικός). Источники согласно считают А. фигурой для древнегреческой философии знаковой: он завершает историю «физической философии» (Диоген Лаэртий говорит об афинской традиции, D. L. II16; Ипполит Римский всю древнюю натурфилософию полагает «от Фалеса до Архелая») и после него учением Сократа открывается период «этической философии». Позиция «первого» и одновременно «последнего» афинского натурфилософа тем не менее мало изменяет значение А. как не слишком оригинального последователя Анаксагора из Клазомен.
Сочинения А. не сохранились. Согласно Суде, был автором «О природе» (Φυσιολογία) и еще нескольких произведений. Известно, что Теофраст посвятил его учению отдельную книгу (Περὶ τῶν Ἀρχελάου α, D. L. V 42, 14), которая, очевидно, послужила источником для позднейших доксогра-фов. Подробнее других об учении А. сообщают Ипполит Римский и Диоген Лаэртий.
Судя по краткой сводке у Ипполита, А. изложил в своем сочинении вопросы от образования космоса до возникновения жизни на Земле и появления цивилизованного общества. Космология А. в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. А 4 = Hipp. Ref. I, 9, 1). Существует изначальная смесь бесконечного числа качественно различных первоначал (гомеомерий). Ум (νοῦς) А. - в отличие от Ума Анаксагора - не является чистым, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом Уме. Ум явился причиной движения смеси и ее первоначального разделения на горячее и холодное, при этом горячее двигалось, а холодное покоилось. Это разделение является причиной порождения основных космогонических этапов: огонь рассредоточен во внешних слоях, вода стекает в середину космоса, там она нагревается, происходит испарение, возникает воздух, а из осадков формируется земля, по природе своей самая прочная и холодная (ср. В 1а). Т. обр., в центре космоса - Земля, но по сравнению со всем космосом она ничтожно мала. Путем процессов нагревания воздуха сформировались все видимые нам небесные тела. Сообщение Ипполита Римского о том, что А. полагал Землю «вогнутой», следует неверной традиции (см.: Panchenko 1999). По Α., Земля имеет форму холма (ср. мнение Демокрита о том, что Земля похожа на щит, обращенный кверху выпуклой стороной). По-видимому, А. много внимания уделил тому разделу физики, который в пост-Аристотелевской традиции назывался «метеорологией»: о причинах ветров, дождей, землетрясений, разливов и т. п. (ср. А 16).
Специальный раздел сочинения А. был посвящен вопросу о возникновении жизни (зоогонии), который он излагал достаточно близко известным воззрениям Анаксагора: живые существа, в т. ч. и люди, возникли в нагретой влажной земле (А 4), после того как с нее сошла вода под воздействием Солнца (ср. подобное воззрение об эволюции жизни у Анаксимандра и Эмпедокла). Все возникшие животные сначала питались илом и были недолговечны, а впоследствии стали рождаться друг от друга. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не всем в равной мере, одни пользуются умом медленнее, другие — быстрее. Α., по-видимому, впервые выдвинул идею о развитии человечества от состояния дикости к цивилизации, положив начало разработке вопроса о генезисе цивилизации и возникновения языка в последующей философии (Демокрит, Протагор, Платон): люди, появившись из земли вместе с прочими животными, со временем отделились от них и встали на путь цивилизованной жизни: учредили законы, ремесла, вождей, стали жить в городах. В научной литературе обсуждалось предположение о том, что фрагмент «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского о возникновении цивилизации (Diod. I, 7—8) излагает в основе своей теорию А. (Lämmli F. Homo Faber... S. 29— 32), а не Гекатея Абдерского/Демокрита, - эта гипотеза была отклонена как недостаточно обоснованная (см.: Берлинский А. Л. Античные учения о возникновения языка. СПб., 2006, с. 47-48, 196).
Современник софистов, А. уделил внимание также и «этической части философии» (А 6). По свидетельству Диогена Лаэртия, А. полагал справедливое и безобразное существующими не по природе, а по закону (А 1 = D. L. II 16). Кроме того, он писал элегические стихи (В 1 = Plut. Cim. 4). Развитием гуманитарного направления в деятельности А. стала поздняя средневековая традиция, которая приписывала ему поэму «О священном искусстве» в ямбических стихах (В 3, Spuria).
Фрагм.: DKII, 44-48; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 535-539.
Лит.: GuTHRiE, HistGrPhilos II, p. 339-344; Kirk G. S., Raven J. Ε., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Camb., 19832,p. 385-389; imhofM. Sokrates und Archelaos. Zum 1. Sokratesbrief, - MusHelv 39, 1982, S. 71-81; 41, 1984, S. 1-14; Panchenko D. The Shape of the Earth in Archelaus, Democritus and Leucippus, - Hyperboreus, 1999, 5. 1, с 22-39. Tilman V. Archélaos d'Athènes, - RPhA XVIII, 2000, p. 65-107.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Архелай` в других словарях
Архелай
сын Ирода Великого (Mф. 2, 22).

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). . 1900.

АРХЕЛАЙ
АРХЕЛА́Й
(Ἀρχέλαος) (5 в. до н.э.) – древнегреч. натурфилософ-материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие νοῦς ("ум") Анаксагора как воздух; он восстановил др.-ионийские принципы сгущения и разрежения первонач. материальной массы, переходящей от хаоса к космосу, чем сблизил философию Анаксагора и Анаксимена. А. учил об относительности моральных представлений, о существовании справедливости и несправедливости не "по природе", но "по установлению", что является уже типичным для софистич. школы.
Соч. в ...
АРХЕЛАЙ
   • Archelāus,
         Άρχέλαος,
       1. сын Темена, один из Гераклидов, бежал от своих братьев в Македонию к царю Киссею. Тот, обещав выдать за А. свою дочь и уступить свой престол, не исполнил своих обещаний и хотел погубить своего гостя, наполнив для этой цели яму раскаленными угольями. Но А. успел предупредить Киссея, приказав его самого бросить в эту яму. Впоследствии А. основал город Айги;
       2. спартанский царь времен Ликурга. Hdt. 7, 204;
       3. сын Пердикки II Македонского; убив своих родственников, стал в 413 г. до Р. X. царем Македонии, покорил в 410 ...
Архелай ("властитель народа"), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14), и, возм., ее кон...
Архелай
(начальник народа) (Мат.2:22 ) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то св. Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете. На десятом году своего правления Архелай был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер. Причиною тому была его непомерная жестокость и гордость, которые довели Иудеев до жалобы на него пред императором: так однажды в праздник Пас...
(Arxelaos) - макед. царь (413-399 до н. э.). Строил города, организовал войско. Способствовал эллинизации страны. При дворе А. в столице - г. Пелле, жили поэты и художники: Еврипид, Агатон, Зевксис.

Лит.: Geyer F., Makedonien bis zur Thronbesteigung Philipps II, Münch.-В., 1930.
Архелай (греч. Archélaos)
(ум. 399 до н. э.), царь Македонии (См. Македония) (около 413—399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в Пеллу. А. способствовал распространению эллинской культуры, при его дворе жили крупнейшие греческие поэты и художники: Еврипид, Зевксис и др.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Архелай
(начальник народа) (Мат.2:22 ) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то ·св. Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете. На десятом году своего правления был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер. Причиною тому была его непомерная жестокость и гордость, которые довели Иудеев до жалобы на него пред императором: так однажды в праздник Пасхи он умертвил 3,000 Иудеев в храме и городе (·Древ., ·кн.IX, §§2-3).
Архелай
       1. макед. царь (413 — 399 до н.э.). Строил города, организовал войско. Способств. эллинизации страны. При дворе А. в столице — г. Пелле, жили поэты и художники: Еврипид, Агатон, Зевксис.
       2. (кон. 2 — нач. 1 вв. до н.э.) — полководец понтийск. царя Митридата VI Евпатора, команд. армией, послан. на завоев. Греции. А. привлек на сторону Митридата большинство полисов (гор.-госуд.) Греции, провозгл. отдел. от Рима, но в первых же столкнов. с римским полководцем Суллой, потерпел пораж. (битвы под Херонеей, 86 до н.э., и Орхоменом, 85 до н.э.). Вел с Суллой переговоры о мире, к-рый был заключен в 85 до н.э. на выгодных для Митридата услов. Впослед. был заподоз...
(Archelaus, Αρχέλαος).
1) Царь Македонии (413—399 г. до Р.Х.), известный своим покровительством искусствам и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксиса, и в гости к нему приезжали Эврипид, Агафон и др. писатели.
2) Сын Ирода Великого, наследовавший ему в 4 г. от Р.Х. и бывший тетрархом Иудеи, Самарии и Идумеи. Многие другие выдающиеся люди древности также носили имя Архелая.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
(начальник, главный) (Мф 2.22)-сын и преемник Ирода Великого, жестокий правитель Иудеи, Идумеи и Самарии. По жалобе иудеев был сослан римским императором в Виенну (Галлия, нынешняя Франция), где и умер. (См. Ирод,б)
1. В Библии - сын Ирода Великого, царь Иудеи, царствовавший 10 лет.
2. Царь Спарты из рода Агидов, правивший в IX веке до н.э.
Архелай
(Άρχέλαος) — греческий философ ионийской школы. Род. в Милете; занимался преподаванием философии в Афинах. Был учеником Анаксагора и одним из учителей Сократа. Интересовался по преимуществу естественными науками, благодаря чему получил прозвище "физик". А. высказывал мысль о шарообразной форме Земли. В области этики держался скептических взглядов: отрицал различие между добром и злом, говоря, что справедливость является условным понятием.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907