Античная философия

Аристипп

Аристипп
АРИСТИПП
АРИСТИПП (Ἀρίστιππος) Киренский (ок. 435 - ок. 355 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Сократа, считается основателем Киренской школы. Основные источники о жизни и учении: Диоген Лаэртий (И 65-85; 86-93 -о киренаиках) и Ксенофонт (Mem. II 1; III 8); восходящий к А. агностический сенсуализм киренаиков излагается у Секста Эмпирика (Adv. math. VII 190-200). Считается (Наторп, Целлер и др.), что критика Протагоровой теории познания у Платона (Theaet. 152с, 155d ел.) и некоторых аспектов гедонизма (Phileb. 42e, 53c-54d) имеет в виду учение Α., Джаннантони оспаривает эту точку зрения, относя все сказанное у Платона к последователям Протагора, а Манн вообще отрицает, что за образом жизни А. стоит какое-либо теоретическое построение. У А. находят общие черты с софистами (у Аристотеля А. даже назван «софистом» - Met. 996a32) как в жизненной практике (взимание платы с учеников, постоянные путешествия и жизнь при дворах, особенно долго - при дворе сиракузского тирана Дионисия I), так и в теории (близость к сенсуализму и релятивизму). Но как сократик Α., подобно киникам, сосредоточен на демонстрируемой в поступках практической этике, хотя в отличие от них ориентируется не на ригористическое противостояние условиям, а на гибкую к ним адаптацию - легкую перемену ролей, легкое отношение к превратностям судьбы, дающее в конечном счете подчинение себе обстоятельств. Современники говорили об Α., что лишь ему дано одинаково носить и мантию и лохмотья (D. L. II 67, ср. Ног. Epist. I, 17, 23). Подобно кинической, этика А. индивидуалистична и асоциальна («я везде чужеземец»: Xen. Mem. II 1, 13), но если киники избирали роль нищего космополита, то А. - космополита придворного. Этика А. гедонистична, однако стремление к удовольствию не должно порабощать; знание в этом меры и есть искомая добродетель. Достигается она своеобразной аскезой не в воздержании от удовольствий, а в пользовании ими: по сравнению Α., кораблем владеет не тот, кто на нем не плавает, а тот, кто умеет вести его в нужную сторону, и воздержен не тот, кто просто избегает удовольствий (Stob. Ill, 17,17). В описанной Клеанфом аллегорической картине, на которой Добродетели прислуживают Наслаждению (Cic. De fin. II 69, ср. 21), можно видеть полемику с А. Осуждая невежество (D. L. II69-70; 72), А. вместе с тем не признавал наук, безразличных к определению хорошего и дурного (Arist. Met. 996а37сл.).
Единственной теоретической основой этики А. служило психологизированное учение о знании, в котором критерий истины совпадал с критерием блага: человек знает как истину только свои индивидуальные ощущения, если ощущение протекает как плавное, мягкое движение, это приятно; такое ощущение и есть «конечное», или «целевое», благо (τέλος) (D. L. II 85); при таком взгляде изнутри все блага существуют ради этой цели, т. е. удовольствия, а на удовольствии в возможности основано и счастье (Eus. Pr. Εν. XIV 18, 31); стремиться следует лишь к актуальному переживанию удовольствия. Вслед за А. удовольствие как движение (κίνησις) рассматривали Платон и Спевсипп, отказываясь, однако, видеть в нем благо: удовольствие -это становление (γένεσις), но становление всегда «для чего-то», а благо безотносительно); Аристотель признавал удовольствие благом, но отрицал, что это процесс (как движение, так и становление, Е. N. 1173аЗО, 1152Ь25).
Школа А. процветала еще в 3 в. до н. э., слава его была сравнима с Платоновой (D. L. II 62), но сочинения не сохранились, надежных фрагментов мало (в основном собранные поздними авторами изречения). В древности существовало даже мнение, что А. ничего не писал (II 84), а приписываемые ему сочинения принадлежат его внуку - Аристиппу Младшему. Кроме «Истории Ливии» (откуда А. был родом), ему приписывается еще около 30 произведений - диалоги, диатрибы и протрептики (II 83-85). Заведомо ложно приписано ему сочинение «О древней роскоши» и несколько сохранившихся писем. «Аристипповой» называлась манера изложения, противопоставленная и сократическому диалогу, и наставлению, и состоящая в (осуждающей) констатации (Dem. Eloc. 296). С А. полемизировали Ксенофонт, Платон, Аристотель; Спевсипп и Стильпон писали об А. и против A. (D. L. IV 4-5; II 120), его порицал и киренаик Феодор (II 65). В истории культуры А. остался образцом изнеженности, находчивости и беспринципности.
Фрагм.: Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Ed. Ε. Mannebach. 1961; GIANNANTONI, SSR, И, 1990, p. 3-103 (cap. IV A).
Лит.: Classen С. J. Aristippos, - Hermes 86, 1958, p. 182-192; Fritz К. von. Das Erste Kapitel des zweiten Buches Xenophons Memorabilien und die Philosophie des Aristipp von Kyrene, - Ibid. 93, 1965, S. 257-279; Schmidt Ε. G. Vorstufen des Humanismus-Begriffs in Griechenland, - WZJena 21, 1972, S. 827-837 (о том, что А. придумал слово anthropismos, «человечность»); Erbse Η. Aristipp und Sokrates bei Xenophon (Bemerkungen zu Mem. 2,1),-WJA 1980 VI, N.F. b, S.7-19; Döring K. Der Sokratesschueler Aristipp und die Kyrenaiker. Stuttg., 1988; AngeliA. Aristippo nella Retorica di Filodemo: (PHerc. 1004, col. XLI), - Papiri letterari greci e latini. A cura di M. Capasso. Galatina, 1992, p. 203-210; Gigante M. Quel ehe Aristippo non aveva detto, - La tradizione soeratica: seminario di studi. Ed. G. Giannantoni. Nap., 1995, p. 39-55; Narcy M. Le choix d'Aristippe: Xénophon, Mémorables II, 1, - Ibid., p. 71-87; Mann W. The life of Aristippus, - AGPh 78, 1996, S. 97-119; Giannantoni G. Il concetto di ΑΙΣΘΗΣΙΣ nella filosofia cirenaica, - Lezioni socratiche. Ed. G. Giannantoni, M. Narcy. Nap., 1997, p. 179-203; Göbel С. Griechische Selbsterkenntnis: Platon-Parmenides-Stoa-Aristipp. Stuttg., 2002.
H. В. БРАГИНСКАЯ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Аристипп` в других словарях
(Aristippus, Αρίστίππος). Родом из Кирены, основатель философской школы киренаиков. Он жил около 370 г. до Р.Х. и был учеником Сократа. В своей философии Аристипп отводит особенное место принципу наслаждения и тем пролагает путь учению эпикурейцев.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Аристипп
          (ок. 435 — 355 до н.э.) — греч. философ, ученик Сократа, основатель школы киренаи-ков; разработал ее осн. этич. и гносеологич. принципы.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Аристипп
греч. философ; род. около 430 до Р. Х. в африканском городе Кирене, знаменитом роскошью и богатством, что, вероятно, и не осталось без влияния на учение А. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины, где он сделался учеником философа. Умозрительная философия и математика мало его интересовала, и главным предметом его исследований сделались назначение человека и достижение высшего блага. Односторонне и неверно понимая учение Сократа, А. ставит целью нравственного совершенства облагороженное образованием наслаждение. Удовольствие — вот единственное положительное добро и единственное мерило добра. Главные положения его учения следующие: все ощущения человека могут быть сведены к чувству удовольствия и страдания; они единственные критериумы истинного и ложного, добра и з...
АРИСТИПП (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н. э.) - древнегреческий философ из Кирены в Сев. Африке, ученик Сократа, основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма.
АРИСТИПП
   • Aristippus,
         Άρίστιππος, из Кирены, основатель школы киренаиков (или гедоников), получившей и свое название от имени его родного города; провел свою юность в Афинах в обществе Сократа (αφιγμένος Άθήναζε κατα κλέος Σωκράτους), а затем, по некоторым показаниям, еще при жизни Сократа и сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из одной страны в другую; был, напр., на Эгине, в Сиракузах при дворе Дионисия Младшего (Plut. Dion 19. Diog. Laert. 2, 8, 56) и наконец на своей родине. Он же, говорят, первый между сократиками стал брать плату за учение. Из сочинений Аристиппа, число которых было, может быть, довольно значительно, ничего до нас не дошло. Его учение было, вероятно, приведено в систему лишь его учениками, может быть, его соименным ему внуком. Внеш...
1. Древнегреческий философ.
АРИСТИПП
АРИСТИПП
         из Кирены (ум. после 366 до н. э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1; III 8). К концу жизни вернулся на родину и основал филос. школу (Диоген Лаэртий II 65—85). А. считал, что всё существующее действует ради к.-л. блага или зла и единственным достойным внимания предметом являются ценности — хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для кот...
Аристипп
Аристипп, Aristippos, из Кирены, ок. 435- после 366 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты (1.), учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. - А. утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения А. (среди которых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения А. и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан ...