Античная философия

Аристоксен

Аристоксен
АРИСТОКСЕН
АРИСТОКСЕН Ἀριστόξενος) из Тарента (ок. 370/60 - после 300 до н. э.), философ-перипатетик и ученый, основатель биографического жанра, один из главных в античности авторитетов в теории музыки. Его отец и учитель, музыкант Спинтар, был близок к пифагорейцу Архиту из Тарента, учителями А. были также пифагорейцы Ксенофил, Эхекрат и др., ученики Филолая и Эврита. После пребывания на Пелопоннесе (в Мантинее и Коринфе), уже сложившимся человеком, А. присоединился к аристотелевскому Ликею (основан в 335). После смерти Аристотеля Α., вероятно, остался в Ликее, читая здесь лекции по музыке (fr. 62 Wehrli; Harm. II, 30-31).
Из огромного числа трудов А. (453), косвенно указывающего на его долгую жизнь, около 30 сохранились во фрагментах и свидетельствах и лишь два почти полностью: «Начала гармоники» (Ἀρμονικά στοιχεῖα) и «Начала ритмики» (Ῥυθμικά στοιχεῖα). За исключением теоретических трактатов по музыке, подавляющее большинство дошедших до нас фрагментов принадлежит к сочинением, предназначенным для широкой публики. К центральным для Аристотеля теоретическим предметам - логике, физике, метафизике — А. проявлял еще меньше интереса, чем его товарищ по Ликею Дикеарх. Его стремление сохранять дистанцию от любых авторитетов сказалось, например, в том, что в учении о душе он отвергал взгляды Аристотеля, разделяя пифагорейскую теорию, согласно которой душа есть «гармония» телесных элементов и потому смертна (fr. 118-121).
В основанном им вместе с Дикеархом жанре биографии, соединившем в себе черты исторического и литературного жанра, проявились скорее его личные, чем философские пристрастия. Биографии Пифагора и Архита рисуют идеализированный образ философов, ученых и политиков, живших в согласии со своими этическими принципами. Биографии Сократа и Платона, напротив, носят резко критический характер и полны скандальных подробностей, включая обвинения Платона в прихлебательстве и плагиате (fr. 62, 67). При этом «Пифагорейские изречения» А. содержат множество этических принципов и идей, заимствованных им у Платона, например, о педагогическом значении законов и государственных установлений, призванных обуздывать человеческие влечения (fr. 33^41). Здесь сказалась идущая от Академии и развитая Аристотелем тенденция видеть в пифагорейцах философских предшественников Платона. В трудах «О Пифагоре и его учениках» и «О пифагорейской жизни» А. стремился представить эту школу в максимально благоприятном свете, иногда вопреки традиции (так, он утверждал, что Пифагор ел и мясо, и бобы) и почти всегда - вопреки Аристотелю, который игнорировал Пифагора-философа, а в своей книге «О пифагорейцах» (fr. 191-196 Rose) рисовал их суеверными ритуалиста-ми. Рационалистическая трактовка А. пифагорейской традиции опиралась на его знакомство с учениками Филолая и Архита и в целом верно отражала реалии пифагореизма рубежа 5-4 вв. В его трудах, посвященных законодательству и воспитанию («Воспитательные законы», «Политические законы», «О нравах мантинейцев» и др.)> также ощущается влияние пифагореизма и платонизма.
Несмотря на апологетический характер трудов о пифагорейской школе, в главной для А. области, музыковедении, он решительно рвет с математической гармоникой пифагорейцев, обвиняя их в том, что, противореча явлениям (φαινόμενα), они отклоняют чувственные восприятия как неточные и вводят в гармонику соотношения чисел и скоростей. А. основывает свой анализ музыки на субъективном восприятии тонов человеческим слухом и его способности ощущать разницу в высоте звука. Опираясь на качественный подход Аристотеля к явлениям природы и используя его эм-пирико-описательный метод, А. разрабатывает новую теорию музыки. Она включала в себя гармонику, ритмику, метрику и учение о музыкальных инструментах (каждому из этих разделов он посвятил ряд специальных работ) и охватывала, в отличие от пифагорейской, все значимые музыкальные явления. Оставаясь непревзойденной до конца античности, она породила своих последователей, «аристоксеновцев», споривших с приверженцами пифагорейской теории, и легла в основу большинства музыкально-теоретических трактатов древности.
А. в целом принимал идущее от пифагорейцев учение о педагогическом и терапевтическом воздействии музыки и, по свидетельству Теофраста, сам лечил музыкой душевные болезни (fr. 6). Подобно Платону и Аристотелю, он предпочитал простоту старой музыки разнообразию нового стиля, зародившегося в сер. 5 в. до н. э., однако его консерватизм более умерен, чем у Платона, и носит профессионально-эстетический, а не только этико-педа-гогический характер.
Фрагм.: WEHRLI, Die Schule II. Aristoxenos. Basel, 19672; Aristoxeni Elementa harmonica. Ed. R. Da Rios. R., 1954; Aristoxenus. Elementa rhythmica. Ed. L. Pearson. Oxf., 1990; Barker A. Greek musical writings. Vol. 2. Camb., 1989 (англ. пер. музыкальных трудов).
Лит: Laloy L. Aristoxène de Tarente, disciple d'Aristote. P., 1904; Mewaldt J. De Aristoxeni Pythagoricis sententiis et Vita Pythagorica. В., 1904; Wehrli F. Aristoxenos, -RE Suppl. 11, 1968, S. 336-343; Barker A. Music and perception: a study in Aristoxenus, -JHS 98, 1978, p. 9-16; В élis A. Aristoxène de Tarente et Aristote: le traité d'harmonique. P., 1986; Visconti A. Aristosseno di Taranto. Biografia e formazione spirituale. Nap., 1999; Герц-ман Ε. Β. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.
Л. Я. ЖМУДЬ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Аристоксен` в других словарях
АРИСТОКСЕН
   • Aristixĕnus,
         Άριστόξενος, тарентинец, философ и теоретик музыки, жил ок. 318 г. до Р. X.; ученик Аристотеля, автор многих (453) сочинений; из них сохранились, но не вполне: Άρμονικά στοιχει̃α περι αρχω̃ν и \'Ρυθμικα στοιχει̃α. А. первый пытался дать научную основу теории музыки. ср.: Marquard, die harmonischen Fragm. des Ar. (1868) и Ruelle, Eléments harmoniques d\'Aristoxène, traduites en français (1870).

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Аристоксен
один из лучших учеников Аристотеля, жил в Афинах около 350 до Р. Х. Из его многочисленных философских сочинений, напр. "О законах воспитания" и "Жизнеописания знаменитейших философов", сохранились лишь небольшие отрывки, приводимые другими писателями (собраны К. Мюллером в его "Fragmenta historicorum graecorum" т. 2, Париж, 1848). Вместе с тем А. был одним из древнейших греч. писателей по музыке. Из сочинений последнего рода уцелели его "Άρμονικα στοιχειά" (“Основы музыки”), в трех книгах, правда, с пробелами и в искаженном виде. Они изданы Мёрзиусом (Лейден, 1646), а вместе с латинским переводом — Мейбомсом в его "Antiquae musicae scriptores" (2 изд., 2 т. Амстерд., 1652) и критически разобраны Маркардом (с немецким переводом, Берлин, 1869). Отрывки одного сочинения А. о музы...
Аристоксен
          (354 в Таренте — 300 до н.э. в Афинах) — греч. философ и теоретик в обл. муз. иск-ва, ученик Аристотеля. От напис. им ориентир. 453 работ философск., ист., и муз.-теоретич. содержания сохран. лишь отрывки. Истории музыки было посвящ. его соч. «Беседы за столом». В более поздних редакциях до нас дошел его труд о гармонии «Элементы гармонии».

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

АРИСТОКСЕН
АРИСТОКСЕН
         из Т а р е н т а (ак-ме, согласно визант. лексикону «Суда», 336—333 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Аристотеля, представитель перипатетической школы. Из многочисл. соч., гл. обр. музыковедч., педагогич. и историко-биографич. характера (453 книги, согласно «Суде»), сохранились только (в сокращённом виде) «Элементы гармоники» в трёх книгах и часть 2-й кн. «Элементов ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся А. в Ликее). Применяя перипатетич. ...
(\'Aristoxenos) (354, Тарент - ок. 300 до н. э.) - др.-греч. муз. теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах, там же преподавал. Своё учение изложил в многочисл. работах (св. 450; б. ч. утеряна). Сохранился его труд "Гармоника" (в 3 кн.), фрагменты из "Ритмики", нек-рые положения его учения дошли до нас в изложении Плутарха. А. предпринял попытку синтезировать аристотелевскую концепцию с критически переосмысленными элементами учения Пифагора. Звуки, их высота, интервалы представляют собой, по мнению A., феномены естеств. и строго закономерного движения и порядка в природе. Также и ритмич. организация звуков имеет объективную основу, составляя ритмизированную, упорядоченную разновидность объективного "порядка времён". В противовес идеализму Платона, А. утверждал, что душа - это гармония тела, обладающая муз. строем, подобным струн. инструментам. Это даёт людям возможность эмпирич. познания музыки и её закономерностей. Он отвергал учение пифагорейцев о чисто математич. природе звуковых отноше...
(Aristoxenus, Αριστόξενος). Философ — перипатетик и музыкант, живший около 318 г. до Р.Х.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
Аристоксен
Аристоксен, Aristoksenos из Тарента, вторая половина IV в. до н. э., греческий философ и теоретик музыки. Изучал музыку у своего отца Спинфара и Ламприя из Эритреи; затем учился в Афинах у пифагорейцев и Аристотеля. Считается творцом перипатической биографии. Из его Жизнеописаний (Bioi) сохранились фрагменты биографий Архита, Сократа, Платона. А. был также автором множества произведений по теории музыки, в которых он развивал учение пифагорейцев и Аристотеля о нравственном и целительном воздействии музыки. Создал ритмическую теорию стиха с опорой на музыкальное и танцевальное сопровождение. Разрабатывая музыкальную теорию, выделил основные тоны и полутоны. Сохранившееся под именем А. сочинение ...
1. Древнегреческий философ.