Античная философия

Асклепий

Асклепий
АСКЛЕПИЙ
АСКЛЕПИЙ (Ἀσκληπιός) из Тралл (сер. 6 в. н. э.), философ-неоплатоник, ученик Аммония, сына Гермия. Под именем А. изданы комментарии Аммония на «Метафизику» Аристотеля (кн. 1-7) и комментарий на «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы, вероятно также принадлежащий Аммонию. В качестве издателя лекций (άπο φωνῆς) своего учителя А. внес в текст лишь одно изменение: дополнил текст комментария Аммония к первым четырем книгам «Метафизики» (А, а, В, Г) вставками из комментария перипатетика Александра Афродисийского к «Метафизике».
Соч.: Asclepii in Aristotelis Metaphysicorum libros A-Z commentaria. Ed. M. Hayduck. В., 1888 (CAG VI, 2); Asclepins ofTralles. Commentary to Nicomachus' Introduction to Arithmetic. Ed. with introd. and notes by L. Taran, - TAPhSn. s. 59, 4, 1969, p. 1-89.
Лит.: Wester ink L. Deux commentaries sur Nicomaque: Asclépius et Jean Philopon, -REG 77,1964, p. 526-535; Madigan A. Syrianus and Asclepius on Forms and Intermediates in Plato and Aristotle, - JHPh 24, 1986, p. 149-171.
А. В. ПАХОМОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Асклепий` в других словарях
см. ЭСКУЛАП.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
1) сын Аполлона и Карониды, бог врачевания у древних греков; 2) нарицательное эскулап - доктор, врач (с оттенком насмешки).
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
АСКЛЕПИЙ
АСКЛЕПИЙ
    АСКЛЕПИЙ (Ασκληπιός) из Тралл (сер. 6 в.)—греческий философ-неоплатоник, ученик Аммония, схоларха Афинской школы. Под именем Асклепия изданы комментарии Аммония на “Метафизику” Аристотеля (кн. 1—7) и комментарий на “Введение в арифметику” Никомаха из Герасы, возможно также принадлежащий Аммонию.
    Соч.: Asclepii in Aristotelis metaphysicorum libros A-Z commentaria, ed. М. Hayduck. В., 1888 (CAO б, 2); Taran L. (ed.). Asclepius of Tralles. Conunentaiy to Nicomachus Introduction to Arithmetic, Transactions of the American Philosoph...
Асклепий
         в греч. миф. бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, к-рую Аполлон убил за измену. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелен. со всех концов Греции. Непрем. атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертв. приношения. На о-ве Кос наход. извест. святилище А., знаменитые врачи о-ва Кос счит. потомками А. и назыв. Асклепиадами. А. мыс-лился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В рим. миф. А. именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в нач. 3 в. до н.э., на одном из о-вов Тибра. Там, где была выпущена привез. из Эпидавра змея, был основан храм бога А.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф

- бог врачевания в греко-римском пантеоне, культ которого сложился в Греции около VII века до н.э.. Его изображали в облике бородатого мужчины, одетого в длинный гиматий, опирающегося на посох, вокруг которого обвилась змея. Согласно мифам, Асклепий, сын Аполлона, женился на Эпионе - "болеутолительнице", дочери Меропса, правителя острова Кос в Эгейском море. Среди его детей Гигиея олицетворяла лечение природными факторами, Панакея (Панацея) - искусство лечения лекарственными средствами растительного происхождения, Телесоф - лечение сном и успокаивающими средствами. Наиболее известные сыновья Асклепия - Подалирий лечил внутренние болезни, а Махаон ведал хирургией. Возможно, что прототипом легендарного Асклепия был царь Фессалии - искусный врачеватель Асклепий, живший, согласно Гомеру, в XII до н.э. Асклепейоны, святилища лечебно-санитарного характера, состояли обычно из храма, где помещалась статуя бога, крытых портиков, в которых находили приют странники, а также источника или водоема ...
Асклепий
(греч. Asklepios)
   в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, дочери царя Флегия. Ученик кентавра Хирона. Имел детей Махаона, Подалирия, Гигию и Панакею (Панацею), причастных также к культу врачевания; оба сына были врачами; Гигия обозначает «здоровье» (от ее имени происходит слово «гигиена»); Панакея - «исцелительница»; женой А. была Эпиона - «утоляющая боль». Главные центры культа А. - Трикка в Фессалии, Эпидавр в Арголиде и Пергам в Малой Азии. Там возникли и первые медицинские школы античности. Как свидетельствуют надписи, жрецы храмов А. стремились привлечь внимание посетителей чудесами полного исцеления богом слепых, паралитиков и т.д. Одновременно эти же...
или Эскулапий
(Aesculapius, Ασχλήπιος). Бог врачевания, сын Аполлона и Корониды; он был воспитан кентавром Хироном, который научил его искусству врачевания и охоты. Асклепий не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни умерших. Чтобы мировой порядок не подвергался таким нарушениям и чтобы люди не избавились от страха смерти и не перестали бояться богов, Зевс убил Асклепия молнией. В храмах Асклепия держали змей; кроме змей, священным животным Асклепия считался петух. В Риме Асклепий почитался под именем Эскулапия с начала III века до Р.Х.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АСКЛЕПИЙ
   • Άσκλήπιός, Άσκληπιός,
         Aesculapius, греческий бог врачевания; по обыкновенному сказанию (Гесиод, Пиндар), сын Аполлона и Корониды, дочери царя лапифов Флегия. Аполлон, убив из ревности Корониду, отдал сына на воспитание кентавру Хейрону, который обучил своего питомца разным искусством, и особенно искусству врачевания. Эпидавр и Мессения, где матерью А. называли Арсиной, дочь Левкиппа, наравне с Фессалией заявляли права на честь быть родиной бога-целителя. Своим искусством он спас многих людей от смерти и даже многих умерших вновь призвал к жизни. Чтобы мировой порядок не терпел более таких нарушений и чтобы люди, благодаря врачебному искусству совершенно избавившись от страха смерти, не стали пренебрегать помощью богов, Зевс убил А. своей молнией. Мстя за смерть ...
АСКЛЕПИЙ (у римлян - Эскулап) - в греческой мифологии - сын Аполлона, бог врачебного искусства. Под руководством мудрого кентавра Хирона А. учился искусству лечения от всех болезней. Он не только исцелял живых, но и возвращал к жизни умерших. За нарушение закона смерти Зевс поразил Асклепия молнией.
В древнегреческой мифологии бог врачевания. Главный центр культа находился в Эпидавре (Пелопонес). В 292 году до н.э. культ был принесен в Рим, где на острове на Р.Тибр в 291 году до н.э. был построен храм Асклепия. У римлян известен как Эскулап. [ Греческие боги ]
Асклепий (Asklepios)
в древнегреческой мифологии бог врачевания. При храмах А., где служители А. (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. В 3 в. до н. э. культ А. проник в Рим, где А. стал называться Эскулапом.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
древнегреческий бог - покровитель медицины. Обожествление Асклепия произошло не сразу: в Илиаде Асклепий - человек, умерший незадолго до Троянской войны, в которой принимали участие его сыновья Махаон и Подалирий. В мифологии Асклепий - сын Аполлона и Корониды, дочери Флегия (по другой, версии - Арсинои, дочери Левкиппа). Аполлон убил беременную Корониду за неверность (по другой версии ее умертвила Артемида), однако извлек ребенка из тела матери и отослал его кентавру Хирону, который обучил его медицине. Искусство Асклепия было столь велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что Зевс сразил его молнией. Культ Асклепия приобрел большое значение с конца 5 в. до н.э. Развалины самого известного святилища в Эпидавре на Пелопоннесе сохранились до наших дней. Больные приходили в его храмы в надежде на чудесное исцеление во сне (здесь широко практиковалась аккубация, т.е. сон паломников в храме) либо на то, что им будет открыт правильный способ лечения. Надписи в Эпидавре с...
1. Бог врачевания в древнегреческой мифологии.
2. Согласно легенде, он учился лечить у самого Аполлона, потом стал оживлять мертвых, за что и поплатился жизнью.
Греческий бог врачевания. Согласно Гомеру, он был смертным и научился медицине у кентавра Хирона. В поздней мифологии он представлен как сын нимфы Корониды и Аполлона и связан с последним как бог исцеления. Непременным атрибутом Асклепия была змея, которой приносили жертвоприношения в посвященных ему храмах. Его главные святилища находились на острове Кос, где работали Гиппократ и его ученики, а также в Эпидавре. Одно святилище существовало на склоне афинского Акрополя. Платон цитирует последние слова Сократа о том, что он должен петуха Асклепию – традиционную жертву за лечение, – Сократ имел в виду смерть как высшее лекарство от жизни. Культ Асклепия был принесен в Рим после чумы в 233 до н. э. вместе с «Оракулами Сивилл» (собрание предсказаний). Согласно мифу, Зевс умертвил Асклепия ударом молнии, узнав, что тот оживляет мертвых. С Асклепием отождествляется римский бог врачевания Эскулап.
асклепий
АСКЛЕ́ПИЙ -я; м.
1. [с прописной буквы]. В греческой мифологии: бог врачевания (в древнеримской мифологии - Эскулап).
2. обычно ед. Устар. Ирон. О неумелом лекаре. Попасть асклепию в руки.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
Асклепий
Эскулап
Словарь русских синонимов