Античная философия

Атараксия

Атараксия
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, - понимание разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное ἀταραξία предложил, вероятно, Демокрит: «.. .счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (fr. 742 Лурье = Stob. II 7, 31, р. 52, 13 Wachsm.) и «Мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия - превыше всего» (fr. 743 = Stob. Ill 7, 74) - ср. другой неологизм Демокрита, «неустрашимость» (ἀθαμβίη), с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет.
Для истории понятия ἀταραξία важно употребление прилагательного «невозмутимый» (ἀτάραχος) у Аристотеля в определении таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму» (Е. N. 1125Ь34), и ἀνδρεία (мужество), см. Е. N. 1117а18. 31. Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость» - вероятно, через посредство атомиста Навсифана, ученика Пиррона и учителя Эпикура: Навсифан вместо демокритовской «неустрашимости» использовал новый термин «несмутимость» (ἀκαταπληξία), сходный с атараксией. Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа, для которого засвидетельствовано употребление однокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений (ταραχῶδες) в нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).
В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэртия) атараксия появляется как метафора для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [Пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (D. L. IX 68). В школьном пирронизме (Энесидем, Тимон, Секст Эмпирик) и академическом скепсисе (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе), причем Секст Эмпирик конечной целью всегда называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (ар. Sext. Pyrrh. I 232, 8) - эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за которым как тень следует атараксия» (D. L. IX 107); «Эпохе - это остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия - это безмятежность и спокойствие души (ἀοχλησία καὶ γαληνότης)», она «приходит вместе с эпохе» (Sext. Pyrrh. I 10), ср. также 131: «следует за эпохе». То, что атараксия описывает состояние разума (= разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей: «В том, что подлежит [оценочному] мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать - метриопатия», Pyrrh. I 30, 7, ср. I 25, 4-6. Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не судит о том, хорошо это или плохо. Соотношение между атараксией или эпохе (то и другое называется конечной целью, хотя чаще все же атараксия, ср. Pyrrh. I 1-30) Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он [живописец Апеллес], рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но, оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (I 29).
Если у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), у Эпикура атараксия связана с удовольствием (ἡδονή), которое появляется при атараксии. В этике Эпикура конечная цель, удовольствие, характеризовалась как отсутствие телесной боли и душевных смятений (μήτε ταράττεσθαι κατὰ ψυχήν) (D. L. X 131. 8-11), иногда душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (см. X 128. 3-4) вместе с телесным здоровьем. Вместе с безболезненностью (ἀπονία) Эпикур называл атараксию «устойчивыми удовольствиями» (καταστημαηκαὶ ἡδοναί), в отличие от радости и веселья, определяемыми как «изменчивые удовольствия» (X 136. 10-12). Душевные удовольствия Эпикур полагал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом.
Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, - «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. X 132); состояние атараксии - это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и, соответственно, средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии» (Pyrrh. I 18); Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность (πίστιν βέβαιον), D. L. Χ 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (X 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (X 96). В этом смысле эпикурейская атараксия близка к стойческому понятию адиафора (безразличное) - все науки оказываются безразличными для счастья, и это положение полемически направлено против аристотелевского понимания счастья, неразрывно связанного с теоретической добродетелью.
У стоиков атараксия часто используется в значении, близком к апатии. В Поздней Стое атараксия терминологически была несколько более востребована, чем в Ранней. Марк Аврелий различает невозмутимость-атараксию как состояние, обусловленное внешними вещами и событиями, и справедливость как зависимую только от самого человека (Marc Aur. IX 31, 1) -возможно, это различие было предложено еще Посидонием (ср. fr. 453d Theiler). Эпиктет в «Беседах» посвящает атараксии отдельное рассуждение (см. Epict. Diss. II 2) и также исходит из понимания атараксии как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, к внешним ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение здесь приводит к порабощению человека. Т. обр., атараксия в данных контекстах является следствием апатии как истинно разумного и свободного состояния души.
Лит.: Striker G. Ataraxia. Happiness as Tranquillity, - Striker G. Essays on Hellenistic Epistemology and Ethics. Camb., 1996, p. 183-195; Warren J. Epicurus and Democritean Ethics: An Archaeology of Ataraxia. Camb., 2002.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция 2008

См. также `Атараксия` в других словарях
Атараксия (греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта.
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
(от греч. ataraxia — отсутствие волнений, невозмутимость) — в философии Эпикура и его школы — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец. А. является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.

Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость)
понятие древнегреческой этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями, свободу души от страха смерти и других переживаний. В философии Эпикура и его школы А. — высший идеал жизни, состояние мудреца, достигшего внутренней свободы. В скептицизме А. — воздержание от суждений об истинном и ложном. Ср. Апатия.
Лит.: Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 157, 181—82, 198, 224.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) - состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.
1. Понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.
Атараксия
Атараксия
(греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудрости.

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.

Атараксия (ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость)
состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг
АТАРАКСИЯ (греческое ataraxia - невозмутимость), понятие> древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Смотри Апатия>.
АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость) - понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.
Атараксия
(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.
(от греч. ataraktos - невозмутимый, спокойный) - термин философии Эпикура (341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием (равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия), А. не исключает умеренных наслаждений и стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как "постоянное веселое расположение духа мудреца" (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)
атараксия
атара́ксия, -и

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

Атараксия
(греч.) — безусловное спокойствие духа, которое выставлено было скептиками как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный философ.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Атараксия
         невозмутимость духа, душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.-греч. философа Демокрита, считавш. А. высшим благом жизни.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Атараксия
(греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта.
Толковый словарь психиатрических терминов 2009
атараксия
атаракси́я,
атаракси́и,
атаракси́и,
атаракси́й,
атаракси́и,
атаракси́ям,
атаракси́ю,
атаракси́и,
атаракси́ей,
атаракси́ею,
атаракси́ями,
атаракси́и,
атаракси́ях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

атараксия
АТАРАКСИЯ, -и, ж. 1. Любое приятное состояние.

Чайку похлебал — пришел в атараксию!

2. в зн. межд. Выражает любую положительную эмоцию. Общеупотр. «атараксия» — в древнегреч. философии — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.

Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. . 2002.

(от греч. ataraxia - отсутствие волнений, невозмутимость) - в философии Эпикура и его школы - состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец. А. является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.
атараксия
атар\'акс\'ия, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

(греч. ataraxis, от а - отриц. част., и tarasein - возбуждать, возмущать). Учение о безусловном спокойствии духа, как единственной цели, к которой должен стремиться истинный философ.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. ataraxis, от а, отр. част., и tarasein, возбуждать, возмущать. Учение о спокойствии духа.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
атараксия
невозмутимость
Словарь русских синонимов