Поэтический словарь

Аллитерация

Аллитерация
аллитерация
АЛЛИТЕРА´ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. А. встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. А. богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность А. в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.
В русской народной поэзии А. занимает заметное место. Звучные А. рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
...Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...
...Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста близ...
...С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...
Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на А. и на рифме, которая вышла из А., находящейся под ударением: «Как возьмет голод, появится и голос»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Один с сошкой, семеро с ложкой». У поэтов досиллабической и силлабической эпохи стихосложения А. не встречаются: в то время русские поэты усердно трудились над выработкой новых ритмических форм стиха, и такие детали, как А., были вне поля их зрения. Лишь в 18 в., когда реформаторы русского стихосложения В. Тредиаковский и М. Ломоносов развили основы нового метрического стиха, появилась тенденция к использованию А. как средства звуковой выразительности. Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»:
Бугристы берега, благоприятны влаги,
О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
О, грады, где торги, где мозго-круглы браги...
(«О сомнительном произношении буквы „г“ в Российском языке»)
Удачны опыты аллитерирования стиха у А. Сумарокова, Г. Державина и К. Батюшкова. Великолепны А. в стихах А. Пушкина.
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю...
В следующих стихах Пушкина применена тонкая А. — комбинация созвучий согласных и гласных:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
В духе пушкинского артистизма встречаются прекрасные А. и у других поэтов, например:
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.
(Н. Языков)
Волга, Волга, весной многоводной
Ты не так заливаешь поля...
(Н. Некрасов)
В стихах символистов, культивировавших А., нередко нарушается чувство меры; их А. вычурны и назойливы, что особенно относится к Бальмонту, поразившему когда-то современников стихотворением «Челн томленья», сплошь построенном на механической смене аллитерирующих звуков — в, б, ч, с и др.:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
Другое стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л»:
С лодки скользнуло весло,
Ласково млеет прохлада.
«Милый! Мой милый!» — Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю» —
Полночь глядит с небосклона.
Оригинальны А. в следующих стихах И. Северянина:
Элегантная коляска в электрическом биеньи
Эластично шелестела по шоссейному песку.
«Дозировать аллитерацию, — писал В. Маяковский в статье „Как делать стихи?“, — надо до чрезвычайности осторожно и по возможности невыпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Одним из элементарных видов А. является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом):
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.
Или в стихотворении П. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии»:
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
См. также: звуковые повторы, звукопись, поэтическая этимология.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966

См. также `Аллитерация` в других словарях
аллитерация
АЛЛИТЕРА́ЦИЯ [тэ], -и; ж. [лат. alliteratio]. Лит. В стихосложении: стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков. * Где он, бронзы звон или гранита грань? (Маяковский).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
аллитерация
(от лат. ad — к, при + litera — буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение 1976
см. Поэтика Библии.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от латинского ad - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит" (А.С. Пушкин>).
(лат. alliteratio, от ad - при, и littera - буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[< лат. ad - к, при + littera - буква] - лит. повторение одинаковых согласных звуков или сочетаний звуков как стилистический прием [напр., "Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин)].
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
древняя форма стиха (в германских языках), в которой несколько слов одной и...
аллитерация
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑парономазия (5)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
аллитерация
, ж. лит.
Стилистический прием усиления звуковой выразительности художественной речи (в особенности стиха) подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков, например: Где он, бронзы звон или гранита грань? (Маяковский, Сергею Есенину).
[лат. alliteratio]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
аллитерация
  Повтор в поэтических текстах одинаковых или однородных согласных звуков с целью усиления звуковой выразительности текста: Гремят раскаты молодые... (Ф. Тютчев).

Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». . 2011.

- прием, который усиливает воздействие звучащего текста. Однородные согласные должны повторяться во фразе, строке или строфе. Напр., "Пора пить пиво!", "Летят летчики "Лот" (польская авиакомпания)". Самые простые случаи А. - звукоподражание, напр., в слове "хохот". А. используют многие пословицы и поговорки: "Мели, Емеля, твоя неделя". На А. строятся скороговорки: "На дворе трава, на траве дрова, надо двор раздровить, дрова выдворить", "Депутаты лоббировали, лоббировали, и не выллобировали". Ср. АССОНАНС.
аллитерации, ж. (от латин. littera - буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении - созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. "чуждый чарам черный челн". Бальмонт.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad - к - при и littera - буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., "Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).
1. Повторяемость.
2. Повтор согласных, литературный прием.
Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква)
повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). Наиболее характерна А. для поэтики тех народов, в языках которых ударение падает на первый слог (германский, финский, некоторые из алтайских языков).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Аллитерация
происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар.: "Stock und Stein" "Wind und Wetter", "Kind und Kegel" и т. д. В стихах аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят два слова, начинающиеся с одинакового согласного звука, в другой же — третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких слова: одно в первой, другое во второй половине его. Это было первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из древнесаксонской поэмы "Helland": "So lerda he tho thea liudi — liot hon ...
аллитерация
АЛЛИТЕРАЦИЯ и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе - повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.:"Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла-Рук. Пушкин. СИС 1985. Он < Анненский> раз навсегда очаровался ее <фр. поэзии> чеканной формой, аллитерациями, ассонансами, верленовским "de la musique avant toute chose". С. Маковский Из восп. // Серебр. век 112. Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно. Маяк. Как делать стихи. Аллитерации анафоры престали быть заморскими гостями в стихе. Совр. 1914 8 23...
ж. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
аллитерация
повторение одинаковых (или сходных) звуков или звукосочетаний.
Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука 2003
Аллитерация
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает ...
аллитерация
аллитера́ция, -и [тэ]

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы ,

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. ...

аллитерация
аллитер\'ация, -и

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

Повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста.