Поэтический словарь

Амфибрахий

Амфибрахий
амфибрахий
АМФИБРА´ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: ⌣⌣̅⌣̅⌣. Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога ⌣ и хорея ⌣̅⌣̅⌣ = ⌣⌣̅⌣̅⌣. По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой ⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣. Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы.
2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа ⌣ | ⌣́⌣; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣. Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник).
Вот образцы русского А.
Трехкратный А.:
Под | грохот пол | ночных снарядов,
В пол | ночный воз | душный на | лет ^
В же | лезных но | чах Ленин | града
По | городу | Киров и | дет. /
(Н. Тихонов)
Четырехкратный А.:
Од | нажды в сту | деную | зимнюю | пору
Я | из лесу | вышел; был | сильный мо | роз. /
Гля | жу, подни | мается | медленно | в гору
Ло | шадка, ве | зущая | хворосту | воз. /
(Н. Некрасов)
Пятикратный А.:
Стыд | ливый под | снежник над | прелью ве | сенних про | талин.
На | бухшие | почки, го | товые | брызнуть лист | вой. /
И | дет баталь | он вдоль ды | мящихся, | черных раз | валин.
Зве | нит сине | вой задне | провский про | стор ветро | вой. /
(А. Сурков)
Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):
Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас | сическим | Римом,
Под | этаким | небом не | вольно художником | станешь. / | / /
При | рода и | люди здесь | будто дру | гие, как | будто кар | тины
Из | ярких сти | хов анто | логии | древней Эл | лады. / | / /
(А. Майков)
Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:
Гус | тая кра | пива
Шу | мит под ок | ном. /
Зе | леная | ива
На | висла шат | ром. /
(А. Фет)
Или:
Мы | ехали | шагом,
Мы | мчались в бо | ях, /
И | «Яблочко»- | песню
Дер | жали в зу | бах. /
(М. Светлов)
В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:
Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо | ях, /
И | «Яблочко»- | песню дер | жали в зу | бах. /
Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские:
Гля | жу, как бе | зумный, на | черную | шаль. /
И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966

См. также `Амфибрахий` в других словарях
(от греч. ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:
Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт. А. может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. конец примера); характерный затакт позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. А. широко распространён в музыке. Он отличается уравновешенностью частей и связан с несколькими муз. жанрами, основанными на метрич. трёхдольности (менуэт, скерцо, баркарола, гондольера). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым вторым тактом. 2) По аналогии с антич. метрикой А. называют фигуру из короткого, долгого и короткого звуков, типа
Амфибрахий`Формы слов`
амфибрахий
амфибра́хий,
амфибра́хии,
амфибра́хия,
амфибра́хиев,
амфибра́хию,
амфибра́хиям,
амфибра́хий,
амфибра́хии,
амфибра́хием,
амфибра́хиями,
амфибра́хии,
амфибра́хиях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

амфибрахий
, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается между двумя неударными, например:
После́дня|я ту́ча | рассе́ян|ной бу́ри! | Одна́ ты
| несе́шься | по я́сной | лазу́ ри (Пушкин, Туча).
[греч. ’αμφίβραχος]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(греч. amphibrachys, от amphi - по обе стороны, и brachys - короткий). Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог долгий, а крайние два - короткие; напр.: По синим| волнам о|кеана.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
в стихосложении: стопа из двух кратких слогов и одного долгого между ними.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
греч. amphibrachys, от amphi, по обе стороны, и brachys, короткий. Стопа, состоящая из двух кратких и средн...
Амфибрахий
(греч. amphi - вокруг, brachys - короткий)
   трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог обрамлен двумя краткими (безударными): U-U.
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

амфибрахий
- (от греч. amphibrachys - краткий с двух сторон) - трехсложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. Схема: U_U I U_U ...
Пример:
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А. А. Фет
Словарь литературоведческих терминов 2005
амфибрахий
АМФИБРА́ХИЙ -я; м. [греч. amphiibrachys - с обеих сторон краткий]. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными. (например: После́дня́я ту́ча / рассе́ян́ной бу́ри! / Одна́ ты / несёшься / по я́сной / лазу́ри).
Амфибрахи́ческий, -ая, -ое. А. размер.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
Амфибрахий (от греч. amphíbrachys, буквально. — короткий с обоих концов)
в силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными (
В античной метрике А. — трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога между ними.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—197...
АМФИБРАХИЙ - трехсложная стопа античной метрики, длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого между ними слога: «U-U»; в силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из трех слогов: двух безударных и одного ударного между ними слога: «U U U», например:
«усталый закат над Парижем».
-я, м. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. II прил. амфибрахический, -ая, -ое.
амфибрахия, м. (греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: Боец, не | любивший | покоя. Некрасов.
АМФИБРАХИЙ (греческое amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не ветер бушует над бором", Н.А. Некрасов>). Смотри Сильное место и слабое место.
1. Трехсложный стихотворный размер.
2. Какой стихотворный размер использовал А.С.Пушкин в стихотворении про Вещего Олега?
3. Какой стихотворный размер называется «с двух сторон кратким»?
4. Название этого стихотворного размера в переводе с греческого означает «с обеих сторон краткий».
м. Стихотворный размер, трехсложная стопа с ударением на втором слоге.
Амфибрахий
(греч.), т. е. краткий на обоих концах — название трехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третий короткий: , напр. сухая крапива.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
амфибрахий
(2 м), Пр. об амфибра/хии; мн. амфибра/хии, Р. амфибра/хиев

Орфографический словарь русского языка. 2006.

Амфибрахий
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа, в которой ударным является средний слог, как, напр., «разумный». Из возможных ипостас амфибрахия (см. слова Ипостаса и Дактиль), указанных Валерием Брюсовым в его «Науке о стихе», отметим в виде примера ипостасу антибакхием. Антибакхий представляет собой трехсложную стопу, в которой ударными являются два первых слога. Так как в русском языке каждое слово имеет лишь одно ударение, то подобного рода стопа может образоваться лишь из сочетания двух слов. Примером ипостасы амфибрахия антибакхием является следующая приводимая Валерием Брюсовым строчка из «Песни о вещем Олеге»: «И молвил: спи, друг одинокий», где вторая стопа «спи, друг о...» представляет собой антибакхий. Действительно, в этой стоп...
амфибрахий
амфибра́хий, -я

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

амфибрахий
сущ., кол-во синонимов: (4)
↑брахихорей (1)
↑метр (12)
↑размер (37)
↑стопа (36)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
амфибрахий
амфибр\'ахий, -я

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.