Поэтический словарь

Анапест

Анапест
анапест
АНА´ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ⌣̅⌣̅⌣⌣, а А. ⌣⌣⌣̅⌣̅). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.
2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа ⌣⌣ | ⌣́. Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы вносит печально.
(1759 г.)
Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.
Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:
Я те | бе ниче | го не ска | жу,
Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,
И о | том, что я | молча твер | жу,
Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.
(А. Фет)
Я у | бит подо | Ржевом / | /
В безы | мянном бо | лоте, / | /
В пятой | роте, на | левом, / | /
При жес | током на | лете. / | /
(А. Твардовский)
То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):
Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. / | /
А тю | ремные | дни будто | годы; / | /
И ок | но высо | ко над зем | лей, / / | /
А у | двери сто | ит часо | вой. / / | /
(М. Лермонтов)
Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):
Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, / | /
И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, / / | /
Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев / | /
Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. / / | /
(М. Исаковский)
Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):
До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, / / | /
Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. / | /
Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, / / | /
Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. / | /
(А. Сурков)
╔ Я пи | шу, как ды | шу.
╚ По дру | гому пи | сать не у | мею. / | /
╔ Поде | литься спе | шу
╚ То вос | торгом, то | болью сво | ею. / | /
(В. Звягинцева)
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия 1966

См. также `Анапест` в других словарях
анапест
АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).
Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
анапест
ана́пест

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. . 2001.

анапест
сущ., кол-во синонимов: (4)
↑антидактиль (1)
↑метр (12)
↑размер (37)
↑стопа (36)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
Анапест
(греч.)
   трехсложная стопа, в к-рой долгий (ударный) слог следует за двумя краткими (безударными): UU -. Употреблялся издревле в маршевых песнях.
   Н. Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

(от греч. anapaisios, букв. - отражённый назад). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование двух лёгких и одной тяжёлой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться; как правило, большее число приходится на слабые доли и меньшее - на сильную. Характерный затакт, к-рый вдвое продолжительнее сильной доли, позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. Благодаря преобладанию накопления (2 доли) над разрядкой (1 доля) А. обладает большой ритмич. энергией. Это обусловливает его место в форме муз. произв. - гл. обр. не в началах разделов, а в подходах, предыктах к новым разделам и в заключительных построениях:
М. И. Глинка. "Вальс-фантазия" (окончание). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым третьим тактом. 2) В антич. метрике и по аналогии с ней А. наз. фигуру из двух коротких и одного ...
анапест
и (устар.) анапе́ст, , м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например:
Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).
[греч. ’ανάπαιστος]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
анапест
ан\'апест, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

анапест
сущ см. _Приложение II
(трехсложный стихотворный размер, в стопе которого за двумя безударными слогами следует ударный)

Наследственность и смерть — застольцы* наших тра́пез.

И тихою зарей — верхи дерев горят —

В сухарнице, как мышь, копается ана́пест,

И Золушка, спеша, меняет свой наряд.

Анапест`Толковый словарь Ушакова`
анапеста, м. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: Бедняки | ему пес|ню поют. Некрасов.
анапест
- (от греч. anapaistos - отраженный назад) - трехсложный стихотворный размер с сильным последним, третьим, слогом в стопе. Схема: U U _ I U U _...
Пример:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
И. А. Бунин
Словарь литературоведческих терминов 2005
м. греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: ИИ- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестическuй стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.
анапест
(2 м); мн. ана/песты, Р. ана/пестов

Орфографический словарь русского языка. 2006.

(греч. anapaistos, от ana - опять, и paiein - бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
в стихосложении: стопа из трех слогов, причем последний слог долгий.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
греч. anapaistos, от ana, опять, и paiein, бить. Стопа в стихе, состоящая из двух коротких и одного долгого слога.
Анапест`Словарь литературных терминов`
Анапест
АНАПЕСТ — трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактил...
анапест
анапе́ст,
анапе́сты,
анапе́ста,
анапе́стов,
анапе́сту,
анапе́стам,
анапе́ст,
анапе́сты,
анапе́стом,
анапе́стами,
анапе́сте,
анапе́стах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

-а, м. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. II прил. анапестический, -ая, -ое.
м. Стихотворный размер, трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.
1. Трехсложный стихотворный размер.
Анапест
(от греч. сл. αναπαίω, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль, см. это слово) — название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога напр. мудреца, клевета.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Анапест (греч. anapaistos, буквально — отражённый назад; обратный дактилю)
в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце стопы. В силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. в русском) — трёхсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается ударный слог (∪∪—):
(А. А. Фет).
(А. А. Фет).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978