Энциклопедия постмодернизма

Америка

Америкафилософско-художественное эссе Бодрийяра ("Amerique". Paris, 1986). Посвящено ос-мыслению последствий возникновения на современном Западе все более обыскусствленной среды обитания, соб-ственно философский анализ которых Бодрийяр впос-ледствии осуществил в книге "Прозрачность Зла" - см. "Прозрачность Зла" (Бодрийяр). Текст "А." выст-роен в жанре путевых заметок странствующего по стра-не философа. Внешне американские города напомина-ют Бодрийяру "нечеловеческие черты внеземного объ-екта", созданного "транссексуальной капиталистичес-кой надменностью мутантов". Это "симметричная, све-тоносная, властвующая абстракция", где даже религия смогла сделаться "спецэффектом". По мысли Бодрийя-ра, "бесчеловечность нашего запредельного, асоциаль-ного и поверхностного мира" отыскивает свою "эстети-ческую и экстатическую" форму в великих американ-ских пустынях. Именно они символизируют "экстати-ческую критику" современной культуры. Отсутствие у США прошлого, которое можно было бы осмыслить, позволяет Бодрийяру сделать вывод, что Америка - "единственно реально существующее первобытное об-щество", хотя и принадлежащее будущему. Америка - страна - "оригинальная версия современности", имен-но ее города находятся в центре мира. Европейцы ("дублированная или с субтитрами" версия современ-ности) безнадежно отстали от "ограниченности, спо-собности к переменам, наивного отсутствия чувства меры и социальной, расовой, морфологической, архи-тектурной эксцентричности" американского общества. Менее всего способны проанализировать его, по мне-нию Бодрийяра, сами американские интеллектуалы, "драматически чуждые конкретной, невероятной мифо-логии, которая творится вокруг". Америка - гиперреальность, ибо являет собой утопию, которая "с самого начала переживалась как воплощенная". Для Европы характерен "кризис исторических идеалов, вызванный невозможностью их реализации". У американцев - "кризис реализованной утопии, как следствие ее дли-тельности и непрерывности". (Ср. у О.Паса: Америка создавалась с намерением ускользнуть от истории, по-строить утопию, в которой можно было бы укрыться от нее.) Истина этой страны способна открыться лишь ев-ропейцу, ибо только он в состоянии рассмотреть в Аме-рике "совершенный симулякр, симулякр имманентнос-ти и материального воплощения всех ценностей" (см. Симулякр). В этом средоточии богатства и свободы, когда "все доступно: секс, цветы, стереотипы жизни и смерти", всегда стоит, по Бодрийяру, один и тот же во-прос: "Что Вы делаете после оргии?". Оргия окончена, освобождение состоялось, - фиксирует Бодрийяр, - "... секса больше никто не ищет, все ищут свой "вид" (gender), то есть одновременно свой внешний вид (look) и свою генетическую формулу. Теперь мы выбираем не между желанием и наслаждением, а между своей генетической формулой и собственной сексуальной иден-тичностью (которую необходимо найти)". Философ ви-дит вокруг себя субъектов "полного одиночества" и "нарциссизм, будь он обращен на тела или на интеллек-туальные способности". Тело выступает здесь в качест-ве "объекта иступленной заботы": "мысль о физичес-ком или нервном истощении не дает покоя, и смысл смерти для всех заключается в ее постоянном преду-преждении". Речь не идет, согласно Бодрийяру, чтобы быть или даже иметь тело, необходимо быть подклю-ченным к нему: тело являет собой "сценарий", осуще-ствляющийся посредством разнообразных "гигиениче-ских реплик". Характеризуя миссионерство и анабап-тизм Америки, Бодрийяр отмечает акцентированно рас-ширенную концепцию американских музеев: "все за-служивает сохранения, бальзамирования, реставра-ции". Американцы, - пишет философ, - "... прозевав настоящее крещение, мечтают все окрестить во второй раз, и только это позднейшее таинство, которое, как из-вестно, повторение первого, только куда более подлин-ное, для них имеет значение: вот совершенное опреде-ление симулякра /подчеркнуто мной - А.Г./". Одним из следствий такого культурного состояния выступает то, что американцы сражаются "двумя важнейшими вида-ми оружия: авиацией и информацией. Иными словами: это реальная бомбардировка неприятеля и электронная всего остального мира... Такие армии не нуждаются в территории... Война /во Вьетнаме - А.Г./ была выигра-на одновременно обеими сторонами: вьетнамцами на земле, а американцами в электронном ментальном про-странстве... Одни одержали идеологическую и полити-ческую победу, другие извлекли из всего этого Апока-липсис сегодня, который обошел весь мир". По мысли Бодрийяра, "если европейское мышление характеризу-ется негативизмом, иронией, возвышенностью, то мы-шление американцев характеризуется парадоксальным юмором свершившейся материализации, всегда новой очевидности ... юмором естественной видимости ве-щей". Европе присущ "тревожный синдром deja vu /см. Deja-vu - А.Г./ и мрачная трансцендентность исто-рии". Свобода и равенство приобрели в Америке не-европейский облик. Как отмечал А.Токвиль: "Я упрекаю равенство вовсе не в том, что оно вовлекает людей в по-гоню за запрещенными наслаждениями, а в том, что оно полностью поглощает их поиском наслаждений дозволенных". Парадокс Токвиля, по мысли Бодрийяра, состоит в том, что американское общество тяготеет од-новременно к абсолютной незначимости (все вещи стремятся к тому, чтобы уравняться и раствориться в общем могуществе) и к абсолютной оригинальности. Америка - это "гениальный универсум, появившийся благодаря неудержимому развитию равенства, пошлос- ти и незначимости". В своем коллективном сознании американцы "больше предрасположены к моделям мы-шления XVIII века: утопической и прагматической, не-жели к тем, которые были навязаны Французской рево-люцией: идеологической и революционной". Как под-черкивает Бодрийяр, "в американской системе поража-ет то, что не существует никакой заслуги в неподчине-нии закону, нет престижа в нарушении закона или несо-гласии с ним": этот конформизм "сближает американ-ское общество с обществами первобытными, где с нравственной точки зрения было бы абсурдно не со-блюдать правил, установленных коллективом". Такой конформизм оказывается "следствием пакта, заключен-ного на уровне нравов, совокупности правил и норм, предполагающих в качестве принципа функционирова-ния почти добровольное согласие, тогда как в Европе распространилось чуть ли не ритуальное неподчинение собственной системе ценностей". Согласно Бодрийяру, "гарсон из сартровского кафе ... изображает свободу и равенство с нами, ничего этого не имея. Отсюда несча-стная надуманность его поведения, свойственная у нас почти всем социальным классам. Этот вопрос о равен-стве нравов, свободе нравов, не только не был никогда разрешен, но даже не был по-настоящему поставлен в нашей культуре. [...] В Америке ... люди почти естест-венно забывают о разнице положений, отношения стро-ятся легко и свободно". Европейская культура - куль-тура "переуплотненности", американская культура - демократическая культура пространства. Движение - естественное занятие для американца, природа - гра-ница и место действия. По мысли Бодрийяра, "в этом нет ничего от вялого романтизма и галло-романского покоя, из которого состоит наш досуг". Отпуск стан-дартного француза суть "деморализующая атмосфера свободного времени, вырванного у государства, потреб-ляемого с плебейской радостью и показной заботой о честно заработанном досуге. В Америке свобода не имеет статичного или негативного определения, ее оп-ределение пространственное и мобильное". Осмысли-вая в этом контексте специфику американской демокра-тии, Бодрийяр отмечает: "... свобода и равенство, так же как непринужденность и благородство манер, сущест-вуют только как изначально данные. В этом и есть де-мократическая сенсация: равенство дается в начале, а не в конце ... Демократы требуют, чтобы граждане были равны на старте, эгалитаристы настаивают, чтобы все были равны на финише". Америка есть реализован-ная антиутопия: антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка, нейтрали-зации всех ценностей, конца культуры. Согласно Бодрийяру, "тайна американской реальности превос-ходит наши вымыслы и наши интерпретации. [...] В этом смысле вся Америка представляет собой для нас пустыню". Культура здесь "приносит в жертву интел-лект и любую эстетику, буквально вписывая их в реаль-ное". Нового в Америке - шок первого уровня (прими-тивного и дикого) и третьего типа (абсолютный симу-лякр). Европе это трудно понять, ибо она, - констатиру-ет Бодрийяр, - всегда предпочитала второй уровень - уровень рефлексии, раздвоения, несчастного сознания. Безжизненный и завораживающий Новый Свет деваль-вировал все европейские ценности, для Старого Света Америка - "страна без надежды". А.А. Грицанов, О.А. Грицанов
См. также `Америка` в других словарях
америка
АМЕ́РИКА -и; ж. [с прописной буквы]
1. Часть света, образованная двумя материками - Северной Америкой и Южной Америкой.
2. Разг. Соединённые Штаты Америки (государство в Северной Америке).
Американский (см.).
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
АМЕРИКА, часть света в Западном полушарии, между Атлантическим океаном (на востоке) и Тихим океаном (на западе). На севере омывается Северным Ледовитым океаном. Состоит из двух материков - Северной Америки и Южной Америки; границы между ними проводят по Дарьенскому (иногда по Панамскому) перешейку. В Северной Америке часто выделяют Центральную Америку и Вест-Индию. В состав Америки входят также остров> Гренландия и другие близлежащие острова. Общая площадь> 42,5 млн. км2. Население> 733 млн. человек>. Гренландия и северо-восточное побережье> Северной Америки были открыты норманнами в 10 - 11 вв. Антильские острова>, часть северного побережья Южной Америки и южная часть Карибского побережья Северной Америки были открыты Х. Колумбом в 1492 - 1503. Названа лотарингским картографом М. Вальдземюллером в 1507 в его "Введении в космографию" по имени Америго Веспуччи>, высказавшего предположение, что открытые в Западном полушарии земли являются новой частью света.
ж. 1) Одна из пяти частей света, образуемая двумя материками: Северной Америкой и Южной Америкой. 2) разг. Страны, расположенные в этой части света. 3) разг. Население этой части света.
Америка
часть света, образуемая двумя материками - Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят через Панамский перешеек. Pасположена в Зап. полушарии, между Атлантич. и Teхим ок. B Cев. A. часто выделяют Центр. A. и o-ва Bест-Индии. B состав A. входит также o. Гренландия и ряд др. близлежащих o-вов. Oбщая площадь A. 42,5 млн. км2. Hac. 620 млн. чел. (1980.
Америка
Название великому континенту было дано по имени Америго Веспуччи (1454 – 1512), флорентийца по происхождению, а по профессии мореплавателя. Веспуччи несколько раз в разных экспедициях достигал берегов Южной Америки и первым высказал предположение, что это новая часть света. Составители карт назвали новый континент в честь Америго Америкой. Вот ведь какая несправедливость, в честь куда более известного открывателя Америки Христофора Колумба названа небольшая страна Колумбия, тогда как менее известный Веспуччи удостоился куда как большей чести – его имя носят сразу две Америки: Северная и Южная.
Америка
часть света, образуемая двумя материками — Северной А. и Южной А. В Сев. А. часто выделяют Центральную А. и о-ва Вест-Индии (Багамские о-ва, Большие и Малые Антильские и др. о-ва). В состав А. входят также о-в Гренландия и ряд других о-вов. Общая площадь А. — 42,05 млн. кв. км, нас. 799,8 млн. чел. В историко-культ. аспекте А. может быть разделена на Северную А. и Латинскую А.
Католическая энциклопедия 2011
АМЕРИКА - часть света, образуемая 2 материками - Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят по Дарьенскому, иногда Панамскому перешейкам. Расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим ок. В Сев. Америке часто выделяют Центральную Америку и острова Вест-Индии. В состав Америки входят также о. Гренландия и ряд др. близлежащих островов. Общая площадь Америки 42,5 млн. км². Население 724 млн. человек (1990).
Америка
Ам\'ерика, -и (также: откр\'ыть Ам\'ерику, перен.)

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.

Четвертая часть света, открытая в 1492 году Христофором Колумбом и названная Америкою в честь португальского путешественника Америго Веспучи.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
("Amerique". Pаris, 1986) - философско-художественное эссе Бодрийара . Посвящено осмыслению последствий возникновения на современном Западе все более обыскусствленной среды обитания, собственно философский анализ которых Бодрийар впоследствии осуществил в книге "Прозрачность Зла" - "Прозрачность Зла" (Бодрийар). Текст "А." выстроен в жанре путевых заметок странствующего по стране философа. Внешне американские города напоминают Бодрийару "нечеловеческие черты внеземного объекта" , созданного "транссексуальной капиталистической надменностью мутантов". Это "симметричная, светоносная, властвующая абстракция" , где даже религия смогла сделаться "спецэффектом". По мысли Бодрийара, "бесчеловечность нашего запредельного, асоциального и поверхностного мира" отыскивает свою "эстетическую и экстатическую" форму в великих американских пустынях. Именно они символизируют "экстатическую критику" современной культуры. Отсутствие у США прошлого, которое можно было бы осмыслить, позволяет Бодрийару сдел...
америка

открыть Америку...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
Америка
часть света в Зап. полушарии, между Тихим (на З.) и Атлантическим (на В.) океанами. Общая площадь 42,5 млн. км². На С. омывается Сев. Ледовитым, а на Ю. – Юж. океанами. Состоит из двух материков – Сев. Америки и Юж. Америки; границу между ними проводят по Панамскому перешейку. К А. относят крупнейший в мире о. Гренландия и множество других островов близ материков. На Ю. Сев. А. выделяют также Центр. Америку, Вест-Индию и Латинскую Америку. Из европейцев сев.-вост. побережье Сев. А. впервые посетили норманны (X– XI вв.). Антильские о-ва и ч. материкового побережья были открыты в 1492–1503 гг. X. Колумбом, который дал им название Индии. Позднее флорентиец Америго Веспуччи предложил название Новый Свет. Его рассказы о новых землях произвели столь сильное впечатление на современников, что в 1507 г...
Америка
часть света, образуемая двумя материками – Северной Америкой и Южной Америкой; расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами; названа по имени мореплавателя А. Веспуччи.
Америго Веспуччи - Amerigo Vespucci (1454–1512)
известный мореплаватель. Родился во Флоренции. Хорошо знал математику, физику, астрономию и географию. В качестве торговца отправился в 1490 г. в Севилью, где поступил на службу в богатый торговый дом флорентийца Жуаното Берарди. Как представитель этого торгового дома принимал участие в снаряжении третьей экспедиции Колумба. В 1499–1500 гг. участвовал в американской экспедиции адмирала Алон-зо де Гохеды, в 1501–1504 гг. – в двух португальских экспедициях в ...
часть света, образуемая 2 материками - Сев. Америкой и Юж. Америкой. Расположена в Зап. полушарии, между Атлантич. и Тихим ок. Общая площ. 42,6 млн. км2. Нас. 390 млн. чел. (1958). См. Северная Америка и Южная Америка.
АМЕРИКА
Америку не откроет. Разг. Ирон. О несообразительном, ограниченном, недалеком человеке. ЗС 1996, 151.
Заливать/ залить Америку ([всякой] Америки). Сиб., Приамур. Ирон. Наговаривать много лишнего, привирая. ФСС, 78; СРГПриам., 95.
Открывать/ открыть Америку. Разг. Шутл.-ирон. 1. Изобретать что-л. или выдавать за открытие нечто всем давно известное, простое. 2. Изрекать всем известную, банальную истину. ЗС 1996, 114; БМС 1998, 25.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп
1. Материк.
2. Колумбова «Индия».
3. Роман австралийского писателя 20 в. Франца Кафки.
4. Фильм Элиа Казана «..., ...».
5. Бразильский футбольный клуб.
6. Сборник американского поэта Карла Сэндберга «Доброе утро, ...».
7. Первым её увидел моряк, по имени Хуан Родриго Бермехо, житель Молиноса в Севильской земле.
8. Самая богатая страна в мире потому, что половина её населения, составляют потомки сбежавших из Европы кассиров.
9. Эссе французской писательницы Симоны де Бовуар «... изо дня в день».
10. Роман-притча австрийского писателя Ф.Кафки.
11. «С другого берега ты раем кажешься и выглядишь OK» (песен.).
12. Часть света, любящая повалять дурака.
13. Ей советовали не валять дурака в хите группы «Любэ».
14. Родина табака и картошки.
15. «Новый свет».
16. Континент индейцев.
17. Часть света, которую можно назвать Колумбией.
18. Часть света.
19. Главное открытие Христофора Колумба.
Америка
часть света, образуемая двумя материками — Северной Америкой и Южной Америкой. А. расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами. В состав А. входит крупнейший в мире остров Гренландия и ряд др. близлежащих островов. В Северной А. часто выделяют Центральную А. (между Теуантепекским и Панамским перешейками) и острова Вест-Индии. Изолированность Северной и Южной А. друг от друга, удалённость их от других частей света, значительные размеры площади и резко различные природные условия (при сходстве геологического строения и рельефа) дают основание считать Северную и Южную А. самостоятельными материками. Границу между ними обычно проводят через Панамский перешеек. Общая площадь А. 42,5 млн. км2. Население 479 млн. чел. (1967).
Гр...
Америка часть света, образуемая 2 материками - Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят по Дарьенскому, иногда Панамскому перешейкам. Расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим ок. В Сев. Америке часто выделяют Центральную Америку и острова Вест-Индии. В состав Америки входят также о. Гренландия и ряд др. близлежащих островов. Общая площадь Америки 42,5 млн. км2. Население 724 млн. человек (1990).
Америка (дополнение к статье ((Америка, материк)))
(см.). — В конце XIX ст. политическое распределение стран А. изменилось. Последствием войны Соед. Штатов Сев. А. с Испанией (1898 г.) была утрата последнею всех ее владений на западн. полушарии. В 1903 г. колумбийская провинция Панама отделилась от Колумбии и образовала самостоятельную республику. За этими переменами последнего времени, а также за произведенными урегулированиями границ между отдельными государствами (в Южной Америке), континент Америки, вместе с окружающими его островами [За исключением Гренландии и островов полярных областей в обоих полушариях.], состоит из следующих владений:
--------------------------------------------------------------------------------------...
часть света, образуемая двумя материками - Северной Америкой и Южной Америкой; границу между ними обычно проводят через Панамский перешеек. Pасположена в Зап. полушарии, между Атлантич. и Teхим ок. B Cев. A. часто выделяют Центр. A. и o-ва Bест-Индии. B состав A. входит также o. Гренландия и ряд др. близлежащих o-вов. Oбщая площадь A. 42,5 млн. км2. Hac. 620 млн. чел. (1980.
1) часть света в Зап. полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами, состоит из материков Сев. и Юж. Америка. Скандинавы, бывавшие на побережье сев. материка в X-XI вв. и позже, обобщающего названия для известных им земель не имели. Колумб земли, открытые им во время четырех плаваний 1492-1504 гг., называл Индии. Флорентиец Америго Веспуччи, в 1499-1502 гг. принимавший участие в плаваниях к новым землям от Карибского моря до юж. тропика, предлагал назвать их Новым Светом. Однако письма Веспуччи с рассказом о новых землях произвели столь сильное впечатление на современников, что известный космограф Мартин Вальдземюллер предложил открытый материк назвать Америго или Америка по имени Веспуччи. Он полагал, что Колумб исследовал Индии, находящиеся в Старом Свете, а Веспуччи описывал Новый Свет, ранее неизвестный. Таким образом, Вальдземюллер название Америка относил только к юж. материку (совр. Юж. Америка). Это хорошо видно и на составленной им карте, где он новый юж. материк называет Не...