Энциклопедия постмодернизма

Автокоммуникационные Процессы (Гр. Autos - Сам, Само- и Лат. Communicatio - Разговор; Букв, "Общение, Разговор с Самим Собой")

Автокоммуникационные Процессы (Гр. Autos - Сам, Само- и Лат. Communicatio - Разговор; Букв, "Общение, Разговор с Самим Собой")одна из основных культурных моделей коммуникации (см. Коммуникация), в которой сообщение передается по каналу "Я - Я", т.е. сам отправитель является также и адресатом сообщения (в коммуникации отправитель и адресат разные - сообщение передается по каналу Я - Он). Примером А.П. могут являться дневники, автобио-графии, прочтение собственных текстов и др. По мне-нию Лотмана, в ходе А.П. качественно изменяются все их переменные: происходит "сдвиг кода" и "сдвиг кон-текста", меняется смысл передаваемого сообщения (из-мененные в ходе передачи переменные не могут быть обращены в исходные). В результате возрастает, транс-формируется и переформулируется информация. Про-исходит и перестройка самого Я, поэтому с точки зре-ния А.П. можно трактовать Я как постоянно меняю-щийся набор социально значимых кодов. В семиотиче-ской культурологии Лотмана А.П. расматриваются как обусловленные воздействием внешних добавочных ко-дов и шумов: они заимствуют их ритмику и размер-ность (ср. шум дождя, ветра, моря во внутреннем моно-логе романтических переживаний), и этот ритмический фон отражается в "дыхании" текста А.П., организуя его и придавая ему поэтическое и стилистическое своеоб-разие. А.П. характеризуются редукцией как знаковой (упрощения, сокращения, превращения слов в знаки слов), так и грамматической формы (незаконченные предложения, ритмическое повторение фраз). В ходе А.П. текст одновременно порождает беспорядочные ас-социации и инкорпорирует индивидуальные смыслы, ассоциативно накапливающиеся у коммуниканта. Дан-ный механизм А.П. может быть представлен как харак-теристика процессов поэтического творчества, но лишь в сочетании с механизмами коммуникативного канала Я - Он, в котором творческий потенциал автокомму-никативного ритмо- и смыслопорождения транслирует-ся в художественных формах культуры (Лотман). В пси-хологии А.П. рассматриваются как невокализуемая, молчаливая "внутренняя речь", функционально и структурно обособленная от внешней речевой активно-сти (Л.С.Выготский). Внутренняя речь одновременно является также универсальным механизмом интерио-ризации, присвоения коммуникативных и социальных ролей, смыслов, норм и ценностей. С другой стороны, экстериоризация, овнешнение внутренней речи опреде-ляет потенциал и активность человека как автора (от-правителя) в коммуникации. Тем не менее А.П. принад-лежат внутреннему интимному миру личности. Это тот одинокий разговор, в котором вырабатывается и реали-зуется моральный дискурс "заботы о себе", индивиду-альная концепция самоопределения и саморазвития (Фуко). А.П. лежат в основе одного из главных принци-пов практики себя: "быть во всеоружии, всегда иметь наготове "дискурс-подспорье", заранее изученный, час-то повторяемый и служащий предметом постоянных размышлений" (Фуко). Его культивирование с точки зрения протестантизма, например, может стать основой для сакрального диалога с Богом (Истиной) в глубинах внутреннего мира человека. В Новое время сочетание религиозных запретов и рационализации культуры вы-тесняет в сферу интимного одинокого разговора также и табуированную тематику тела и жизни пола (И.С.Кон). Таким образом, с одной стороны, А.П. отно-сятся к культуре индивидуального, приватного, интим-ного и романтического. По сути, автокоммуникативный проговор себя или дискурс о себе есть основа культур-ной идентичности человека. С другой стороны, А.П. выступают как креативный культурный механизм по-рождения новых идей, смыслов и художественных форм, а также механизм социализации и личностного развития. (См. Автокоммуникация.) Д.В. Галкин