Русский орфографический словарь

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Артемий

Артемий
Артемий
Арт'емий (Арт'емиевич, Арт'емиевна и Арт'емьевич, Арт'емьевна)

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". . 1999.


См. также `Артемий` в других словарях
АРТЕМИЙ (? - после 1571) - игумен Троице-Сергиева монастыря в 1551, один из идеологов русского нестяжательства, писатель. По делу М. Башкина сослан в Соловецкий монастырь. Бежал в Литву.
АРТЁМИЙ (? - после 1571), игумен Троице-Сергиева монастыря в 1551, один из учителей нестяжательства, последователь Нила Сорского, писатель. По делу М. Башкина обвинён в ереси и сослан в Соловецкий монастырь (1554). Бежал в Литву.
Источник: Энциклопедия "Отечество"

священномученик, празднуется 20 октября/2 ноября. По «Сказанию о святых», этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях-Минеях повествуется, что св. Артемий был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, «св. Артемий...
Артемий (умер в начале 70-х гг. 16 в.)
русский церковный деятель и публицист, один из идеологов нестяжателей (См. Нестяжатели). Монах Псково-Печерского монастыря. Около 1536 обосновался в Порфирьевой пустыни на Белоозере, где вокруг А. образовался кружок (Феодосий Косой, Игнатий, Вассиан и др.). В 1551 был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, но через полгода из-за столкновений с иосифлянами (См. Иосифляне) ушёл в Порфирьеву пустынь. В 1553 был вызван в Москву на церковный собор по делу М. Башкина, в 1554 подвергнут церковному суду по обвинению иосифлянами в еретичестве, отлучен от церкви и сослан в Соловецкий монастырь, откуда около 1554—55 бежал в Литву. Жил при дворе слуцкого князя, боролся против католичества и лютеранства. А. — автор 14...
священномученик, празднуется 20 октября/2 ноября. По "Сказанию о святых", этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях-Минеях повествуется, что св. Артемий был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, "св. Артемий паче естества обретеся жив и хождаше". В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли маловеров. Так, например, об одном "швеце-сапожнике" рассказывается, что он посмеялся над рассказом об одном из таких чудес, за что, между прочим, и поражен был неожиданно отеком лона. По этому поводу свидетел...
(ум. в нач. 70-х гг. 16 в.) - рус. церк. деятель и публицист, один из идеологов нестяжателей. Монах Псково-Печерского монастыря. Ок. 1536 обосновался в Порфирьевой пустыни на Белоозере, где вокруг А. образовался кружок (Феодосий Косой, Игнатий, Вассиан и др.). А. был противником монаст. землевладения, критически относился к текстам "священного писания", проповедовал нравств. само- усовершенствование и аскетизм, не расходясь в догматич. вопросах с офиц. церковью. В 1551 был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, но через полгода из-за столкновений с иосифлянами ушел в Порфирьеву пустынь. В 1553 был вызван в Москву на церк. собор по делу М. Башкина, в 1554 подвергнут церк. суду по обвинению иосифлянами в еретичестве, отлучен от церкви и сослан в Соловецкий монастырь, откуда ок. 1554-55 бежал в Литву. Жил при дворе слуцкого князя, боролся против католичества и лютеранства. А. - автор 14 посланий ("Послания старца Артемия", РИБ, т. 4, СПБ, 1878), являющихся ценным источником для...
1. Мужское имя.
В отличие от имени Артем, Артемий звучит несколько глуховато. Рассмотрим, какая разница между Артемом и Артемием. В детстве Артемии очень настойчивы, даже упрямы. Они больше любят находиться в кругу взрослых, чем среди своих сверстников. Родители воспитывают их в строгости, почти по-спартански. Такие мальчики очень ловки, подвижны и пластичны, из них выходят хорошие спортсмены. "Зимние" большие спорщики, любят переливать из пустого в порожнее. Им часто достается из-за того, что стремятся всегда и во всем одержать верх. Как правило, в первом браке им не везет, но ради детей они несут свой крест. Очень обязательны. Друзей у них немного, они не каждого назовут своим другом. Хорошо продумывают свои действия и настороженно относятся к партнерам если в отношении последних возникает какое-либо подозрение, дипломатично откажут им. "Летние" более спокойны и терпеливы к мнению других, хотя и увлекающиеся натуры. Они заботятся о слабых, любят животных. Не лишены поэтического дара. Обладают неплох...
Артемий
невредимый, здоровый; Артём, Артемей, Артёма; Артемьюшка, Артя, Артюня, Тюня, Артюха, Артюша, Тюша, Артёмка, Артёмчик, Тёма, Тёмыч, Артёша
Словарь русских синонимов
АРТЕМИЙ
АРТЕ́МИЙ
(гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. публицист 16 в., сторонник нестяжателей. С 1551 – игумен Троице-Сергиева монастыря. В 1554 по делу Башкина был привлечен к церк. суду и как вольнодумец-нестяжатель осужден на вечное заточение в Соловецкий монастырь, откуда в 1555 бежал в Литву. Им написаны 14 посланий, в к-рых он выступал как идеолог демократич. направления ереси нестяжателей и продолжатель идей Нила Сорского. А. отстаивал идею естеств. права, основанного на самой природе человека, и считал, что всеобщим законом, на к-ром зиждется "жительство прав...