Краткие содержания произведений

А. П. Чехов - Учитель Словесности

А. П. Чехов - Учитель Словесности
А. П. Чехов - Учитель Словесности
Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей ВасильевичНикитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье ещё неотвыкли считать маленькой» и потому зовут её Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк,
который она усердно посещала, её стали звать Марией Годфруа. Она страстная лошадница, как и отец;
часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжаеткататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Её сестра Варя,
двадцати трех лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме местопокойной матери. Называет себя старой девой — значит, замечает автор, «была уверена, что выйдетзамуж». В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского,
надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя — заядлая спорщица. Никитин раздражает еёбольше всех. Она спорит с ним по каждому поводу и на его возражения отвечает: «Это старо!» или «Этоплоско!» В этом что-то общее с её отцом, который по обыкновению всех бранит за глаза и повторяет приэтом: «Это хамство!»Главная мука Никитина — его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики неуважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Он делит квартиру с учителем географии иистории Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, зануднейшим человеком, «с лицом грубоватым инеинтеллигентным, как у мастерового, но добродушным». Рыжицкий постоянно говорит банальности:
«Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом ибез печей тепло…» и т.п. По ходу рассказа он неожиданно умирает и перед смертью, в бреду, твердит:
«Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овес и сено…»Влюбленный в Маню Никитин любит все в доме Шелестовых. Он не замечает пошлости их жизни. «Ненравилось ему только изобилие собак и кошек да египетские голуби, которые уныло стонали в большойклетке на террасе», впрочем, и здесь Никитин уверяет себя в том, что стонут они «потому, что иначене умеют выражать своей радости». По мере знакомства с героем читатель понимает, что и Никитин ужезаражен провинциальной ленью. Например, один из гостей выясняет, что учитель словесности не читалЛессинга. Тот чувствует неловкость и дает себе слово прочитать, но забывает об этом. Все его мыслизаняты Маней. Наконец он объясняется в любви и идет просить руки Мани у отца. Отец не против, но«по-мужски» советует Никитину повременить: «Это только мужики женятся рано, но там, известно,
хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?»Свадьба состоялась. Её описание — в дневнике Никитина, написанном восторженным тоном. Всепрекрасно: молодая жена, их дом, полученный в наследство, мелкие заботы по хозяйству и т.д. Казалосьбы, герой счастлив. Жизнь с Маней напоминает ему «пастушеские идиллии». Но как-то великим постом,
вернувшись домой после игры в карты, он говорит с женой и узнает, что Полянский перевелся в другойгород. Маня думает, что он поступил «дурно», не сделав Варе ожидаемого предложения, и эти слованеприятно поражают Никитина. «Так значит, — спросил он, сдерживая себя, — если я ходил к вам в дом,
то непременно должен был жениться на тебе?» «Конечно. Ты сам это отлично понимаешь».Никитин чувствует себя в ловушке. Он видит, что не сам распорядился судьбой, а некая тупая,
посторонняя сила определила его жизнь. Начавшаяся весна контрастно подчеркивает чувствобезнадежности, овладевшее Никитиным. За стеной пришедшие в гости Варя и Шелестов обедают. Варяжалуется на головную боль, а старик твердит о том, «как теперешние молодые люди ненадежды и какмало в них джентльменства».«Это хамство! — говорил он. — Так я ему прямо и скажу: это хамство, Милостивый государь!»Никитин мечтает бежать в Москву и пишет в дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость ипошлость… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня,
иначе я сойду с ума!»
См. также:
Фазиль Искандер - Защита Чика, Буниниа - Окаянные Дни, Островскийан - Бесприданница, Василь Быков - Обелиск, Владимир Войнович - Два Товарища, Н В Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки